Направления и комплекс мер повышения эффективности менеджмента
Исследователи Питерс и Уотерман определили эффективность как систему «7S», в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы менеджмента организации (рис. 11.1):
- структура (structure);
- системы (формальные и неформальные) (systems);
- стиль поведения (стиль, мотивации) (style);
- состав персонала (staff);
- совместные ценности (shared values);
- стратегия (strategy);
- сумма навыков (skill) - профессионализм работников по всем указанным ранее направлениям.
На основе исследования результативности объекта, а также качества управления разрабатывают и реализуют меры по повышению эффективности менеджмента. В рамках направлений системы «7S» осуществляют ниже указанный комплекс мер.
Рис. 11.1. Направления анализа, оценки и совершенствования менеджмента (система «7S»)
1).Совершенствование организационных структур объекта управления и всех его подсистем, направленное на их оптимизацию и максимальное упрощение, децентрализацию большинства функций:
- рациональное делегирование полномочий руководителей;
- выявление причин неэффективного выполнения делегированных полномочий, принятие мер по ликвидации этих причин;
- создание системы эффективного делегирования, в том числе за счет четкого обмена информацией;
- реализации принципа соответствия между объемом полномочий и ответственностью;
- обеспечение надлежащими ресурсами;
- использование контроля, обучения и положительных стимулов.
2).Понимание необходимости рассматривать организацию как единое целое с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей при принятии и реализации решений:
- формирование эффективной системы формальных коммуникаций, повышающей качество коммуникационных связей между сотрудниками и подразделениями;
- внедрение научных и системных методов повышения эффективности принятия управленческих решений, правил (процедур) управления и стимулирования;
- признание существования неформальных групп, учет мнения неформальных лидеров и членов этих групп, привлечение неформальных групп к принятию решений.
3).Применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию:
- обеспечение баланса власти в организации для повышения эффективности ее функционирования;
- осуществление менеджерами анализа своего поведения с точки зрения этических норм;
- разработка системы подбора, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей;
- обучение руководителей всех рангов умению пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния и мотивации, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
4). Применение наиболее эффективных методов подбора персонала и его оценки:
- формирование работоспособного и совместимого состава работников;
- создание максимально благоприятного социально-психологического климата, в том числе для развития инициативы и творчества;
- совершенствование системы постоянного повышения квалификации работников, обучения и переподготовки.
5). Упорная работа по созданию организационной культуры, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.
- учет неразрывной связи организационной культуры и миссии организации, которая воплощает исповедуемые организацией как общечеловеческие, так и профессиональные ценности и нормы поведения;
- учет социально-экономического фона и опыта, которым располагает персонал организации, а также уровня образования. Формирование на этой основе совместных ценностей, ориентированных на эффективное достижение целей организации.
6). Уточнение и корректировка стратегии развития организации на основе анализа сильных и слабых сторон организационной системы.
Стратегия организации должна соответствовать внешним и внутренним условиям функционирования организации и ориентироваться на совокупность глобальных идей развития и идей конкретного периода.
Разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
7). Осуществление анализа специализированных для конкретного бизнеса знаний, которыми располагает организация:
- сопоставление выводов анализа знаний с данными маркетингового анализа и выявление упущенных маркетинговых возможностей, а также определение потребности в новых знаниях или улучшении уже существующих:
- совершенствование распределения кадров по соответствующим возможностям, прежде всего концентрация высококвалифицированных кадров на тех участках, где вероятна наибольшая отдача на каждую единицу проделанных работ.
Разработка и реализация мер по повышению эффективности менеджмента может начинаться с того элемента, исправление которого является для организации наиболее актуальным, однако необходимым условием при этом является учет координационных и субординационных взаимосвязей организационной системы. Этой работе предшествует определение критериев и показателей эффективности управления.
11.2. Показатели эффективности менеджмента
Показатели эффективности деятельности объекта управления отражают результаты сравнения результативности организационной системы с предшествующим периодом и родственными организациями. Они обеспечивают выявление динамики роста или падения эффективности и принятие соответствующих мер по развитию основной деятельности и повышению эффективности менеджмента.
11.2.1. Алгоритм процесса оценки и выбор критериев эффективности менеджмента
Алгоритм процесса оценки эффективности менеджмента представляет собой последовательный ряд следующих действий:
- выработка целей оценки;
- обоснование критериев оценки;
- определение состава исходных данных, используемых в процессе оценки;
- выработка требований к критериям оценки;
- выбор методов расчета критериев;
- расчет количественной величины критериев, т. е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.
Выбор критериев эффективности зависит от того, какие мероприятия планируется провести и к какой подсистеме менеджмента они относятся - входу, процессу преобразования или выходу.
Этот выбор осуществляется на основе упорядочения критериев эффективности с помощью фундаментальных характеристик организаций, что позволяет связать критерии с составными частями организации и, следовательно, ввести рациональную группировку критериев. Такой подход обеспечивает субординацию критериев и их соответствие иерархии внутренней структуры организации.
Например, можно расположить критерии эффективности вокруг следующих четырех подсистем управляющей системы:
- механизмов внутренней координации;
- процедуры стимулирования;
- системы информации;
- структуры принятия решений.