Принципы
Принципы и направления повышения эффективности менеджмента
Пути повышения эффективности менеджмента
Факторы эффективности менеджмента
Рассмотренные выше принципы, функции и методы менеджмента позволяют выделить следующие основные факторы эффективности менеджмента:
- своевременно и постоянно адаптирующиеся к условиям внешней среды миссия, цели и стратегия организационной системы;
- стратегически ориентированная, оптимальная, адаптивная структура организационной системы и всех ее подсистем;
- высококвалифицированный, развивающийся, оптимально взаимодействующий персонал, нацеленный на результативное достижение целей организационной системы;
- системность действий организации, ее менеджмента как механизма, включающего в себя оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы, процедуры, основывающиеся на современных информационно-коммуникационных технологиях, по достижению желаемых конечных состояний или целей;
- высокая организационная культура, в том числе стиль управления, обращение с людьми, внимание к клиенту, забота о качестве, внимание к нововведениям и т. п.
Качество управления и эффективность менеджмента диалектически взаимосвязаны, они отражают разные состояния управления. Качество - это одновременно и средство, и результат эффективности. То же можно сказать и об эффективности, выступающей как средство и результат высокого качества.
Приведенные выше факторы являются генеральными направлениями повышения эффективности менеджмента и бизнеса.
Для повышения эффективности при жесткой конкурентной борьбе и ограниченных ресурсах на практике необходима реализация трех важных принципов: обобщение, необходимость ситуационного и интегрированного подходов.
а). Обобщение
Установление общих, присущих всем организационным системам характеристик помогает выявить воздействие факторов внешней и внутренней среды, содействует выявлению степени эффективности управления. Это выработка и обобщение концепции планирования, организации, мотивации и контроля, а также модели коммуникации и принятия управленческих решений.
б). Необходимость ситуационного подхода
Обобщенная концепция процесса управления требует ее уточнения для конкретной организационной системы в соответствии с существующими, так называемыми ситуационными переменными, отражающими различия между организациями. Ситуационные переменные подразделяют на две основные категории: внутренние и внешние.
Внутренние переменные характеризуют конкретную организацию и являются результатом управленческих решений, касающихся того, что должна делать эта организация (кто и какую должен делать в организации работу). Внутренняя среда включает в себя цели организации, ресурсы, размер, горизонтальное и вертикальное разделение труда и людей, в том числе их поведение и мотивации.
Решения, принимаемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют результативность, эффективность и производительность данной организации по отношению к другим субъектам внешней среды.
Внешние переменные являются факторами внешней среды, которые оказывают влияние на успех организационной системы в достижении целей. Они находятся вне контроля руководства организации, однако для достижения успеха и эффективности необходимо стремиться к тому, чтобы организационная система адекватно реагировала на изменения факторов внешней среды, которые могут оказывать различные по глубине и скорости воздействия.
в). Необходимость интегрированного подхода
Все ситуационные переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны. Их нельзя рассматривать независимо друг от друга.
Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех открытой организационной системы. В результате принятых и реализованных на практике решений имеют место как положительные, так и отрицательные последствия для объекта управления (эти последствия по возможности необходимо предвидеть).
Следовательно, обеспечение эффективного управления требует интегрированного подхода.