Системный подход к эффективности управления
Подходы к эффективности управления
Категории результативности менеджмента по Друкеру
Друкер выделял семь категорий результативности менеджмента:
1) действенность - степень достижения целей организации, т.е. степень завершения необходимой работы; отражает результат сравнения того, что планировали сделать, с тем, чего фактически достигли;
2) производительность - отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе; показывает комплексную результативность использования ресурсов (труда, капитала, технологии, информации). Производительность ¾ это количество продукции, произведенное в единицу времени;
3) экономичность - степень использования организацией необходимых ресурсов, т.е. соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
4) прибыльность - соотношение между доходами и суммарными издержками. Критерий прибыльности многими экономистами заменяется показателем «эффективность», который характеризует соотношение результатов и затрат деятельности организации, т. е. чем выше результат (например, доход, прибыль), тем лучше работает та или иная организационная система;
5) качество продукции - соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей. Качество продукции определяет совокупность свойств или характеристик товаров, работ или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;
6) инновационная активность - процесс создания, распространения, внедрения и использования новшеств вразличных (функциональных) областях деятельности организации, обеспечивающий организационной системе получение конкурентных преимуществ;
7) качество трудовой жизни работников - условия труда работников, которые проявляются в реакции персонала организации на созданные в ней социально-экономические (психологические, социальные и экономические) условия труда, т. е. представляет собой степень удовлетворения важных личных потребностей работников через деятельность в организации.
Все объекты управления являются системами и не могут быть описаны одним параметром, они всегда многомерны.
Эффективность управления организационной системой нельзя обеспечить, не выходя за рамки самого объекта управления. Организационная система (система управления) одновременно является и объектом управления (управляемая система), и субъектом управления (управляющая система).
Эффективное управление подразумевает взаимодействие управляющей системы (субъекта управления) с внешней и внутренней средой объекта управления, обеспечивающее достижение управляемой системой своих целей и интересов с наилучшими результатами из возможных альтернатив (результативность) при ограниченных ресурсах.
Эффективность определяется также степенью результативности самой организационной системы, т.к. функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности деятельности социально-экономической системы.
С наибольшей эффективностью организационная система функционирует в конкретных пространственно-временных границах, являясь открытой системой. Она:
- представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
- ориентирована на достижение дерева соподчиненных и опосредованных целей;
- имеет устойчивую внутреннюю структуру, образуя особое единство со средой;
- представляя собой элемент системы более высокого порядка.
Таким образом, эффективность управления, раскрываемая посредством результативности объекта управления, является оценкой того, что делает управляемая система. Вторая составляющая эффективности управления (по отношению к организационной системе) является оценкой того, как система управления добивается соответствующих результатов. Успешность функционирования организационной системы - это комплексная оценка, слагаемая из приведенных выше составляющих.
Одной из основных задач любой организационной системы является преобразование ресурсов, которые она получает от окружающей среды (рис.10.1). Эти компоненты в менеджменте принято называть входами.
В процессе преобразования открытая система обрабатывает эти входы, переводя их в желаемые конечные состояния или цели, в том числе в продукцию или услуги. Полученные результаты являются выходами системы, которые она выносит в окружающую среду, т.е. организационная система представляет собой механизм преобразования входов в выходы. Если управление организационной системой эффективно, то в процессе изменения появляются возможные дополнительные выходы, например прибыль, увеличение доли рынка, рост объема продаж (в бизнесе), достижение общественных, социальных целей и т.п.
Рис. 10.1. Открытая организационная система
При рассмотрении этих проблем с позиций системного подхода, широко используемого в менеджменте, эффективность управления раскрывается на основе слияния содержательного и формально-логического подходов.
Содержательный подход к изучению эффективности управления учитывает все рассмотренные ранее аспекты познания идей и опыта, относящихся к такому сложному и многостороннему виду человеческой деятельности, как управление социально-экономическими системами, в том числе людьми и организациями. Он обеспечивает формирование методологической основы, которая служит фундаментальной базой для последующего изучения специальных аспектов эффективного управления.
Формально-логический (формализованный) подход к исследованию сформулированной проблемы, используя аппарат дискретной математики, аналитические и статистические методы, опирается на методы компьютерного моделирования, повышающего эффективность принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска.