Шестой этап
Пятый этап
Четвертый этап
После разработки нескольких допустимых вариантов решения необходимо остановить выбор на каком-то одном.
Наилучшим решением является то, которое позволяет добиться результата, в наибольшей степени соответствующего целям и ценностям организации при использовании наименьшего объема ресурсов.
Менеджер стремится выбрать вариант, сопряженный с наименьшими рисками и неопределенностью.
Поскольку любое неопределенное решение связано с определенной долей риска, менеджерам приходится устанавливать определенные критерии успеха. В условиях, когда неопределенность высока, они могут полагаться на собственную интуицию и опыт.
Впрочем, правильный выбор возможен и при ориентации исключительно на цели и ценности.
Стремление принять на себя дополнительный риск в обмен на потенциальные выгоды называют склонностью к риску. Решение менеджера в каждом конкретном случае зависит от издержек и потенциальных преимуществ выбора.
На стадии реализации решений менеджерам необходимы, прежде всего, управленческие, административные способности и умение убеждать других людей.
Порой на пути внедрения встает нехватка организационных ресурсов или недостаток внутренней энергии у менеджеров. Реализация может потребовать длительных дискуссий с сотрудниками, которых затрагивает принятие решения, а значит коммуникативных и мотивационных навыков, лидерских качеств.
На этапе оценки результатов менеджер должен проанализировать информацию о том, как выполняется его решение, эффективно ли оно в плане достижения целей.
Большое значение в процессе принятия решений имеет обратная связь, т.к. принятие решений - последовательный и никогда не прекращающийся процесс.
Обратная связь - это элемент контроля, посредством которого менеджмент получает сигналы о необходимости принятия новых решений.
С помощью обратной связи к лицам поступают сведения, которые могут инициировать новый цикл. Возможно, решение окажется неудачным, и тогда понадобится провести новый анализ проблемы, оценку вариантов и выбор нового плана действий.
Процесс принятия решений – святая обязанность каждого менеджера, и вместе с тем это процесс, который протекает в группах. Многие современные менеджеры привлекают к участию в принятии решений рядовых работников. Эффективность принятия решений во многом зависит от эффективности работы группы, что, в свою очередь, напрямую зависит от личных качеств менеджера: его характера, стиля руководства, наличия качеств лидера.