Этапы принятия решения

Классическая модель принятия решений

Классическая и административная модели принятия решений

Большинство подходов для принятия решений, применяемых менеджерами, подразделяется на два типа, или две модели: классическую и административную (таб. 9.1).

 

Таблица 9.1

Характеристики классической и административной модели принятия решений

Классическая модель Административная модель
Четкость целей, осознание проблемы Полная определенность ситуации Исчерпывающая информация о вариантах решения и возможных результатах Человек делает рациональный выбор для максимизации полезных результатов Проблема и цели неочевидны Имеет место ситуация неопределенности Ограниченность информации о вариантах решений и их последствиях Приемлемый выбор, опирающийся на интуицию и коалиции

 

Выбор менеджером модели определяется его индивидуальными предпочтениями, программируемостью решения, а также степенями риска, неуверенности или неопределенности ситуации

Классическая модель основывается на экономических предположениях и считается нормативной, она определяет, как должен действовать осуществляющий выбор менеджер, но ничего не говорит о том, как на самом деле происходит принятие решений.

Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к рациональным решениям. Например, многие высшие руководители принимают решения, полагаясь исключительно на свою интуицию.

Распространенность классического метода во многом связана с появлением различных количественных методов принятия решений с помощью компьютерной техники. Количественные методы включают в себя построение дерева решений, платежные матрицы, анализ точек безубыточности, линейное программирование, прогнозирование и модели операционной деятельности. Развитию классического подхода способствуют и корпоративные информационные системы.

Классическая модель наиболее адекватна программируемым решениям, ситуациям уверенности или риска, когда имеется доступ ко всей, необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов.

9.2.2. Административная модельпринятия решений

Административная модель описывает реальный процесс принятия решений в трудных ситуациях (непрограммируемые решения и ситуации неуверенности и неопределенности), когда менеджеры, даже если они захотят, не могут принять экономически рациональное решение.

Административная модель принятия решений основывается на работах Герберта Симона (предложившего определение классической и административной моделей). Организация – чрезвычайно сложная система, и менеджеры не имеют ни времени, ни возможностей для обработки всей необходимой для осознанного выбора информации. Поэтому административная модель принятия решений вводит понятие ограниченной рациональности и приемлемости.

Ограниченная рациональность означает, что деятельность индивидов в организации лежит в пределах и границах допустимой рациональности.

Приемлемость означает, что лицо, принимающее решение, выбирает первый, удовлетворяющий минимальному критерию допустимости, результат. Вместо того, чтобы анализировать все альтернативы, выбирая из них ту, которая обещает максимальный экономический результат, менеджеры останавливаются на первом же способном устранить проблему варианте, даже если они допускают возможность существования других, более выгодных решений.

Административное принятие решений во многом основывается на интуиции менеджеров.

Интуиция - это способность индивида, не обращаясь к логическим выкладкам, быстро схватывать особенности текущей ситуации и принимать решения на основепрошлого опыта. Интуитивный выбор не является автократичным или иррациональным, ибо он основывается на жизненном опыте, позволяющем менеджерам быстро находить правильное решение без всяких расчетов и вычислений. Интуиция помогает менеджерам своевременно распознавать проблемы, и объединять разрозненные кусочки информации в единое целое, и проверить результаты рационального анализа. Если они расходятся с интуитивными предположениями, прежде чем сделать окончательный выбор, менеджер имеет возможность еще раз проверить полученные выводы. Интуиция помогает менеджерам и в ситуациях с высокой степенью неопределенности, когда применение рационального анализа бессмысленно.

Обычная при принятии административных решений ситуация часто требует создания коалиций.

Коалиция представляет собой неформальный альянс между поддерживающими определенную цель менеджерами. Иными словами, менеджер, отстаивающий определенный вариант управленческого решения, ведет неформальное общение с другими руководителями, убеждая их выступить единым фронтом. В случае неоднозначности возможных результатов решения менеджеры добиваются поддержки путем дискуссий, переговоров и сделок. В противном случае имеющие достаточный вес в организации менеджер или группа могут разрушить все планы.

Классическая и административная модели принятия решений - две крайности, между которыми менеджер должен найти золотую середину. С одной стороны - это полная зависимость от цифр и рациональности, с другой – автократическое принятие не подкрепленных анализом решений.

Исследования показывают, что рациональные, классически принятые решения характерны для организаций, работающих в стабильных условиях.

Административный подход и интуиция в большей степени адекватны турбулентной внешней среде, когда решения принимаются быстро, в условиях высокой неопределенности.

 

Вне зависимости от программируемости решения и модели, которой руководствуется менеджер, эффективный процесс принятия решения обычно включает в себя шесть основных этапов:

- осознание потребности в решении;

- диагностика и каузальный анализ;

- разработка вариантов решения;

- выбор наилучшего решения;

- реализация решения;

- оценка результатов и обратная связь.