Циклический характер и центральное звено процесса управления

Процесс управления в любой организации имеет циклический характер. Он начинается с выявления возникшей проблемы (рис.9.1),для разрешения которой осуществляется сбор и изучение информации, на основе которой принимается управленческое решение. Затем организуется работа по реализации решения, осуществляется контроль и регулирование этой работы.

Управленческий цикл многократно повторяется, поскольку жизнь выдвигает все новые и новые проблемы. Пример управленческого цикла показан на рис. 9.2.

Управленческое решение в этом цикле является:

- центральным звеном, так каквсе стадии и операции, предшествующие управленческому решению, направлены на обеспечение наиболее оптимальной программы деятельности управленческого коллектива по разрешению назревшей проблемы;

- основой всего процесса управления, так как после принятия решения вся последующая деятельность строится в интересах наиболее полной его реализации.

Термин «управленческое решение» наиболее часто употребляется в двух основных значениях:

- в одном случае - это фиксированный результат управленческой деятельности, принятый план действий;

- в другом случае – это процесс выработки и принятия наилучшего варианта плана действий для решения назревшей проблемы или возникшей задачи.

 
 
Цели организации


ВНЕШНЯЯ СРЕДА


   
 
 
 


Субъект управления

       
 
 
   


Обратная связь

       
   
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
 
 


ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Рис. 9.1. Принципиальная схема управленческого цикла.

 


 

Рис. 9.2. Пример управленческого цикла в масштабе структурного подразделения

 

Мы будем рассматривать решение как фиксированный результат управленческой деятельности человека.

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящей к какому-либо выводу или к необходимым (организационным) воздействиям на объект управления.

Управленческое решение – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Оно пронизывает весь управленческий цикл, все его этапы, поскольку именно оно является основным средством разрешения всех возникающих проблем.

9.1.2. Основные признаки управленческого решения

Основными признаками управленческого решения являются:

1) направленность решения на систему организации коллективного труда, в отличие от решений, которые принимает человек в отношении самого себя или отдельных вещественных элементов труда.

Все многообразие управленческих решений можно считать направленными на осуществление:

- стратегического планирования;

- управления управленческой деятельности;

- управления человеческими ресурсами;

- управления производством и обслуживающей деятельностью;

- формирования системы управления организацией;

- управленческого консультирования;

- коммуникаций с внешней средой.

2) субъект решения – это лицо, принимающее решение (ЛПР): руководитель, менеджер, коллегиальный или коллективный орган;

3) наличие назревшей проблемы. Проблема – этоситуация, характеризующаяся такими различиями между необходимым (желаемым) и существующим состоянием управляемой системы, которое препятствует ее развитию или нормальному функционированию;

4) выбор оптимального варианта действий, на основе анализа и переработки информации, относящаяся к решаемой проблеме;

5) наличие системы критериев и принципов принятия решения, которые базируются на знании объективных закономерностей функционирования и развития управляемых систем, учета всех условий и особенностей конкретной ситуации, в которой принимается решение.

Управленческое решение (УР) - это творческий результат субъекта управления, определяющего на основе знания объективных законов функционирования системы и анализа информации, отражающей ее состояние, программу и характер деятельности коллектива по разрешению назревшей проблемы.

9.1.3. Виды управленческих решений

Различают два вида управленческих решений:

1). программируемые решения связаны с достаточно часто возникающими в деятельности организации ситуациями, что позволяет менеджменту разработать правила принятия решений в будущем.

К числу подобных решений относятся, например, правила наличия определенных навыков у кандидата на замещение вакантной должности, определении точки заказа в системах контроля производственных запасов, составлении специальных отчетов о расходах, превышающих допустимые нормы более чем на 10%, выбора маршрута доставки грузов т.д. Менеджеру достаточно один раз сформулировать правила принятия таких решений, и его подчиненные и работники будут просто исполнять их.

2). непрограммируемые решения связаны с уникальными, неопределенными и неструктурируемыми ситуациями, которые часто имеют важное значение для деятельности организации.

Многие непрограммируемые решения связаны со стратегическим планированием (высокий уровень неопределенности внешней среды и необходимость принятия сложных решений). Например, решения об инвестициях в новое производство, разработке нового товара или услуги, выходе на новый географический рынок, переносе штаб-квартиры в другой город и т.д.