Концепция контроллинга

Новый подход к управлению предприятием предлагает концепция контроллинга.

Контроллинг - совокупность методов стратегического и оперативного менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка; единая система, направленная на достижение стратегических целей компании.

Контроллинг, как инструмент управления сложными производственными системами, десятилетиями применяется на предприятиях индустриально развитых стран и за это время доказал свою эффективность.

К функциям контроллингаотносят построение стратегического и оперативного планирования, системы внутреннего учета и информационно-аналитическую поддержку управления по различным направлениям.

Характерной чертой концепции является ориентация на будущее, т.е. контроллинг, используя управленческую информацию, стремится снизить неопределенность будущего и адаптировать действия предприятия к постоянно изменяющимся условиям.

Концепция контроллинга включает в себя два аспекта.

1) с одной стороны- это мышление управленческого персонала, в основе которого лежит стремление к обеспечению долгосрочного существования предприятия.

2) с другойстороны – это обширный инструментарий, который обеспечивает реализацию философии контроллинга. Инструментальный аспект подразумевает, что служба контроллинга отвечает за разработку методов и техники для постановки управленческого учета, планирования, проведения экономических расчетов, информационного обеспечения.

Концепция контроллинга предполагает:

- преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников компании на рентабельность (отношение прибыли к затратам);

- показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств;

- отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;

- гармоничное сочетание интересов клиентов с доходностью;

- связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом по обеспечению роста рентабельности.

Контроллинг призван обеспечивать информационно-аналитическую и методическую поддержку менеджмента в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия. Планирование и контроль являются, прежде всего задачами менеджмента в различных подразделениях предприятия.

Роль контроллинга заключается в разработке и применении:

- концепции системы планирования и контроля;

- системы планово-контрольных расчетов, ориентированных на результат и ликвидность (способность элементов основного или оборотного капитала компании быстро и легко реализоваться);

- плановых и отчетных форм, координировании процессов планирования.

Информационную базу контроллинга составляют показатели управленческого и финансового учета.

В России интерес к контроллингу активно начал проявляться около 10 лет назад, когда в экономике победили рыночные принципы хозяйствования. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:

- создание системы управленческого учета;

- разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

Современное состояние контроллинга характеризуется большим вниманием к оперативному контроллингу, который в методическом и инструментальном плане наиболее разработан. Наиболее развитыми его составляющими являются контроллинг затрат и результатов. Практически все современные программные средства информационной поддержки систем управления включают в себя блоки «Контроллинг затрат», «Контроллинг финансов», «Контроллинг показателей эффективности».

Превалирование учетно-аналитической компоненты привело к микрокризису в современном контроллинге. Руководители предприятий все чаще высказывают недовольство в адрес служб контроллинга, упрекая их в излишнем анализе данных финансового и управленческого учета.

Как за рубежом, так и в России неоправданно много внимания уделяется планированию и контролю оперативных бюджетов. Однако в этой части резервы роста эффективности предприятия, особенно в долгосрочной перспективе, весьма ограничены.

Для условий России речь идет о величинах роста интегральных показателей эффективности порядка 1-3% в год, что при существующем положении дел в отечественной экономике очень мало. В индустриально развитых странах эти цифры существенно ниже и исчисляются десятыми долями процентов.