Контроль, координация и регулирование
8.5.1. Понятие контроля
Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Как видно из определения, контроль имеет непосредственное отношение к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды.
Функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).
Когда составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников, остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.
Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач
Структурная схема терминов, связанных с контролем показана на рисунке 8.14. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные.
Контроль необходим менеджеру для:
- снятия неопределенности информации о текущем состоянии дел в организации;
- предупреждения возможности возникновения связанных с этой неопределенностью кризисных ситуаций;
- постоянного поддержания условий успешной деятельности предприятия.
Рис. 8.14. Структурная схема терминов
В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы:
- какие результаты мы имеем и что в следующий раз следует делать иначе;
- в чем причина отклонений от намеченного;
- какое воздействие оказал контроль на принятие решений;
- было ли воздействие контроля позитивным или негативным;
- какие выводы следует сделать для выработки новых целей.
Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.
Эффективный контроль должен обладать следующими основными характеристиками:
- своевременность и гибкость (способность отслеживать меняющиеся условия деятельности);
- нацеленность на конечный результат и высокий профессионализм;
- простота и экономичность.