Контроль, координация и регулирование

8.5.1. Понятие контроля

Контроль – это процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Как видно из определения, контроль имеет непосредственное отношение к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды.

Функцию контроля в классическом менеджменте следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой можно удерживать организацию на нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).

Когда составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников, остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, - это контроль.

Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач

Структурная схема терминов, связанных с контролем показана на рисунке 8.14. Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния (результаты), либо усилить действие, если результаты позитивные.

Контроль необходим менеджеру для:

- снятия неопределенности информации о текущем состоянии дел в организации;

- предупреждения возможности возникновения связанных с этой неопределенностью кризисных ситуаций;

- постоянного поддержания условий успешной деятельности предприятия.

 

 

Рис. 8.14. Структурная схема терминов

 

В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы:

- какие результаты мы имеем и что в следующий раз следует делать иначе;

- в чем причина отклонений от намеченного;

- какое воздействие оказал контроль на принятие решений;

- было ли воздействие контроля позитивным или негативным;

- какие выводы следует сделать для выработки новых целей.

Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

Эффективный контроль должен обладать следующими основными характеристиками:

- своевременность и гибкость (способность отслеживать меняющиеся условия деятельности);

- нацеленность на конечный результат и высокий профессионализм;

- простота и экономичность.