Выбор стратегии
Под стратегией, при стратегическом управлении, понимается направление, путь дальнейшего поведения организации в рыночной среде, функционирование в рамках, которой должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей (Алексеева, 1997), (Зайцев, Соколова, 2002), (Матанцев, 2002), (Виханский, 2003).
В процессе разработки стратегии появляется возможность получить ответы на вопросы экономики «что?», «как?» и «для кого?».
При определении стратегии организации руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением организации на рынке:
- какой бизнес прекратить;
- какой бизнес продолжить;
- в какой бизнес перейти.
При этом внимание концентрируется на том:
- что организация делает и чего не делает;
- что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Как считает Портер (один из ведущих теоретиков в области стратегического управления), к выработке стратегии поведения фирмы на рынке существует три основных подхода:
1) лидерство в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка;
2) специализация в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения научных исследований, иметь хороших дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга;
3) фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек или проводить политику специализации в производстве продукта. Обязательным для проведения стратегии третьего типа является то, что фирма должна строить свою деятельность на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, а также исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей конкретных клиентов.
Наиболее распространенными эталонными (базисными) стратегиями развития бизнеса являются четыре подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт; рынок; отрасль; положение фирмы внутри отрасли; технология (Мескон, Хедоури. 1998), (.Котлер, 2002), (Виханский, 2003), (П. Друкер, 2002). Каждый из этих пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее или новое состояние.
б). Тактическое планирование
Оно осуществляется на основе стратегических планов. На данном уровне определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.
Основными чертами тактического планирования являются:
- цель планирования - обеспечение выполнения стратегических планов;
- носитель идеи планирования - менеджеры среднего звена;
- горизонт (средние сроки) планирования составляют от одного года до пяти лет;
- охват - разработка тактических действий в соответствии с корпоративной стратегией.
Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим планированием. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими. Это должно быть отражено в плане.
Поэтому ответственность начальников (с точки зрения тактического планирования) состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.
в). Оперативное планирование
Планирование, осуществляющееся на нижнем уровне организации, называется оперативным.
В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
- носитель идей планирования – средние и низшие уровни менеджмента;
- задача планирования – обеспечение реализации тактических планов;
- горизонт – короткие сроки (до 1 года);
- глубина – детализация планов;
- основа – созданный потенциал.
Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения. Каждый менеджер на основе оперативного плана разрабатывает повседневную краткосрочную тактику для того, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить сильные и слабые стороны функционирования организации.
Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом функционирования организации.