Определение миссии и целей
Миссия – это сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Это философия и предназначение, смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других подобных.
Формулировка миссии - это программное заявление, в котором отражаются ответы на вопросы: «кто мы?», «что мы делаем?», «куда направляемся?», «кем хотим быть?».Эта формулировка должна быть понятна всем членам организации, а также всем субъектам, взаимодействующим с организацией.
Миссия организации, как сформулированное утверждение, вырабатывается ее высшим руководством и записывается в виде положений о миссии, которые доводятся до сотрудников. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.
Как считает исследователь Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
- состояние среды обитания организации;
- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
- отличительные особенности, которыми обладает организация.
Для выбора миссии предприятию необходимо ответить на два вопроса: «кто наши клиенты?» и «какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?» (Гречиков, 2003).
Любая организация «для того, чтобы выжить», должна удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой» (Мексон, Альберт, Хедоури, 1998).
Миссия определяет цели, стоящие перед организацией, ее стратегию и тактику. Она включает задачи, решение которых стремится взять на себя организация, определяя тем самым:
- свое место и значение в обществе;
- характер взаимодействия с внешней средой;
- организационную культуру внутри организации.
Все цели должны быть разумными, конкретными, измеримыми, достижимыми, соотнесенными с ресурсами и ограниченными во времени (Мардас, 2002).
Отправным пунктом при формулировке целей является измеримая задача или избранный критерий эффективности (Зайцев, Соколова, 2002).
Целеполагание неразрывно связано с выработкой и принятием управленческого решения, заключающегося в описании возможных альтернатив желаемого результата, прогнозе и анализе результатов на соответствие их поставленным целям и, наконец, выборе наиболее предпочтительного варианта (Магура, 1997).
Таким образом, определение целей является базой для перехода к следующему процессу стратегического управления: «выбор и выполнение стратегии организации».