Понятие и виды планирования
Планирование
Планирование – это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка ресурсов, необходимых для их решения
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
- по степени охвата: общее и частичное;
- по содержанию: стратегическое, тактическое и оперативное;
- по предмету (объекту): целевое планирование; планирование средств, оборудования, материалов, финансов, информации, потенциала, перечня действий и т. д.;
- по сферам функционирования: производство, маркетинг, научные исследования, финансы;
- по охвату: глобальное, контурное, детальное;
- по срокам: планы организации имеют определенный временной горизонт: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный.
Планирование определяет место, в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.
В процессе разработки плана работы организации необходимо четко определить:
- субъект планирования (кто планирует);
- объект планирования (что планируется);
- период (горизонт) планирования (на какой срок);
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
- методику планирования (как планировать);
- необходимые ресурсы, ответственных и исполнителей,
а также провести согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Любой план должен предусматривать возможность контроля его результатов. Для этого итоги плана необходимо иметь в количественной форме, легко поддающейся проверке.
Современной формой плановой работы является так называемое программно-целевое планирование (или программно-целевой подход). В этом случае план выстраивается в форме иерархии целей: исходя из главной цели, определяются последовательно цели более низкого уровня, вплоть до целей, стоящих перед каждым низовым работником. Для каждой цели определяются ресурсы, сроки достижения и ответственные исполнители.
Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности. План состоит из следующих взаимосвязанных разделов:
- план маркетинга;
- производственная программа;
- техническое развитие и организация производства;
- повышение экономической эффективности производства;
- нормы и нормативы;
- капитальные вложения и капитальное строительство;
- материально-техническое обеспечение;
- труд и кадры;
- себестоимость, прибыль и рентабельность производства;
- фонды экономического стимулирования;
- финансовый план;
- план охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
- социальное развитие коллектива.