Понятие и виды планирования

Планирование

Планирование – это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка ресурсов, необходимых для их решения

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

- по степени охвата: общее и частичное;

- по содержанию: стратегическое, тактическое и оперативное;

- по предмету (объекту): целевое планирование; планирование средств, оборудования, материалов, финансов, информации, потенциала, перечня действий и т. д.;

- по сферам функционирования: производство, маркетинг, научные исследования, финансы;

- по охвату: глобальное, контурное, детальное;

- по срокам: планы организации имеют определенный временной горизонт: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный.

Планирование определяет место, в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий туда маршрут.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.

В процессе разработки плана работы организации необходимо четко определить:

- субъект планирования (кто планирует);

- объект планирования (что планируется);

- период (горизонт) планирования (на какой срок);

- средства планирования (например, компьютерное обеспечение);

- методику планирования (как планировать);

- необходимые ресурсы, ответственных и исполнителей,

а также провести согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

Любой план должен предусматривать возможность контроля его результатов. Для этого итоги плана необходимо иметь в количественной форме, легко поддающейся проверке.

Современной формой плановой работы является так называемое программно-целевое планирование (или программно-целевой подход). В этом случае план выстраивается в форме иерархии целей: исходя из главной цели, определяются последовательно цели более низкого уровня, вплоть до целей, стоящих перед каждым низовым работником. Для каждой цели определяются ресурсы, сроки достижения и ответственные исполнители.

Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности. План состоит из следующих взаимосвязанных разделов:

- план маркетинга;

- производственная программа;

- техническое развитие и организация производства;

- повышение экономической эффективности производства;

- нормы и нормативы;

- капитальные вложения и капитальное строительство;

- материально-техническое обеспечение;

- труд и кадры;

- себестоимость, прибыль и рентабельность производства;

- фонды экономического стимулирования;

- финансовый план;

- план охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

- социальное развитие коллектива.