Анализ непосредственного окружения

Анализ среды

Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса :

- получение ресурсов из внешней среды (вход);

- превращение ресурсов в продукт (преобразование);

- передача продукта во внешнюю среду (выход)

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды организации.

7.3.1. Анализ макроокружения

Анализ макроокружения предполагает изучение следующих компонент: экономической, правовой, политической, социальной и технологической (табл. 7.1).

 

Таблица 7.1

Компоненты анализа макроокружения

 

Компонента Цель анализа Объект
Экономическая понять как формируются и распределяются ресурсы уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы
Правовая   определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права законы и другие нормативных акты, устанавливающие правовые нормы и рамки отношений
Политическая иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику различные программы, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны, базовые характеристики политической системы
Социальная уяснить влияние на бизнес социальных явлений и процессов демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей, обычаи и ценности, отношение к работе и качеству жизни
Технологическая своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства и усовершенствования продукции. процесс развития и переноса технологий

 

Изучение указанных компонент макроокружения позволяет вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии (таб. 7.2).

 

Таблица 7.2

Компоненты непосредственного окружения организации

 

Компоненты Возможный способ анализа
Покупатели составление профиля покупателя
Поставщики анализ конкурентной силы поставщика
Конкуренты выявление слабых сильных сторон конкурентов
Рынок рабочей силы   выявление потенциальных возможностей в обеспечении организации кадрами