Структура организации

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Характерной особенностью организации является специализированное разделение труда - закрепление данной работы за специалистами, которые способны выполнить ее лучше всех. В качестве примера можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

Горизонтальное разделение труда по специализированным линиям имеет место в большинстве организаций, за исключением самых мелких. Специалисты обычно группируются вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации - один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.

Вертикальное разделение труда необходимо для успешной групповой работы и предполагает формальную подчиненность лиц на каждом уровне вертикальной иерархии. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей.

Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля, в зависимости от числа подчиненных. Обычно узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой - плоская структура управления. Однако, ни сфера контроля, ни «высота» структуры не являются показателями величины самой организации.

Координация (существующая всегда) является основной составляющей деятельности организации, когда работа четко делится по горизонтали и вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, то люди не смогут выполнять работу вместе. Они могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации.

Формулирование и обобщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Руководители всегда должны отвечать на вопросы: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить?