Факторы косвенного воздействия на организацию
Они не действуют непосредственно на хозяйственную деятельность организаций, в отличие от факторов прямого воздействия. Тем не менее, их приходится учитывать при управлении организацией.
Влияние факторов косвенного воздействия обычно сложнее, чем среды прямого воздействия. Например, авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. коренным образом изменила общественное мнение по отношению к АЭС и соответственно повлияла на развитие атомной энергетики в ряде регионов.
К основным факторам среды косвенного воздействия относят: технологию (уровень технологии с учетом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные и политические события (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Факторы косвенного воздействия
Технология является одновременно внутренней переменной организации и фактором внешней среды косвенного воздействия. Технический и технологический прогресс влияет на деятельность организации, расширяя возможности производства существующих товаров и услуг, создает условия для появления новых товаров, повышая тем самым эффективность бизнеса. Вместе с тем технический и технологический прогресс резко сокращает сроки устаревания товаров на рынке, предъявляет требования к их новизне и качеству.
Увеличение скорости изменения технологии в последние десятилетия объясняется ростом образования населения и, как следствие, увеличением числа ученых. Наукоемкие организации должны быстро реагировать на современные разработки и сами предлагать нововведения.
Чтобы сохранить конкурентоспособность, всем организациям необходимо творчески переосмысливать появление новых технологий, от которых зависит эффективность их деятельности. При проведении технологического анализа окружающей среды организация должна обращать внимание на следующие характеристики:
- государственные расходы на научно-исследовательские разработки;
- выбор приоритетов государства и финансово-промышленных групп на определенных направлениях технологических усилий;
- новые открытия и изобретения (национальные и мировые);
- совершенствование существующих товаров;
- рост числа техногенных катастроф;
- скорость передачи технологий (длина цепочки «исследование - производство»);
- скорость выхода продукции на рынок (длина первых стадий жизненного цикла изделий).
Состояние экономики в конкретной стране является важным фактором для деятельности организации. При этом возможно как отрицательное, так и положительное влияние экономических факторов на деятельность конкретных организаций.
Состояние мировой экономики в целом также влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.
Экономическая среда воздействует на деятельность организации, в частности:
1) на саму организацию. Влияние подъема, спада, кризиса экономики не однозначно. Общий экономический спад может привести к подъему экономики организации, и наоборот;
2) на покупательскую способность населения;
3) стоимость используемых организацией ресурсов (сырья, материалов, трудовых ресурсов);
4) на возможность и условия получения капитала (инвестиционный климат, государственный бюджет, процентную ставку кредита);
5) на валютные курсы, курсы акций и ценных бумаг;
6) на спрос, предложение и цену товаров;
7) на возможность получения организацией внутренних и внешних займов;
8) на условия и ставки налогов, пошлин, арендной платы.
Социокультурные события, в числе которых преобладают: система ценностей общества, традиции, жизненные установки населения, стереотипы поведения - влияют на организацию. Любая организация существует, по крайней мере, в одной социокультурной среде.
Система ценностей определяет практику деятельности организации, ее руководителей и персонала, указывает, что наиболее важно для организации (например, «главное для нас - довольный потребитель»).
Традиции (соблюдение их населением) дают организации возможность использовать в своих интересах положительный опыт фирмы, связать этот опыт с сегодняшними задачами организации.
Жизненные установки людей напрямую зависимы от экономической ситуации и уровня культуры в стране. Так, в ряде случаев в нашей стране складываются установки на то, что взятки, обман, хамство являются нормативными и неизбежными спутниками в деятельности организации.
На деятельность организации не могут не влиять и сложившиеся в стране, регионе стереотипы поведения. Например, существует отрицательное отношение к руководителям определенных возрастных групп (молодым, пожилым), руководителям-женщинам и т. д.
Влияние культурных и социальных факторов на деятельность организации в большей мере, чем других, зависит от работы менеджера, его управленческих и воспитательных усилий.
Политические события проявляется в следующих направлениях:
- создают благоприятный фон для деятельности организации, гражданских институтов демократического общества, который способствует привлечению инвестиций;
- определяют наличие и характер дипломатических отношений с иностранными государствами, в которых заинтересована организация, а также таможенную политику;
- обусловливают отношение властей, в том числе и местной администрации, к частной собственности и предпринимательской деятельности;
- определяют формирование и функционирование в органах законодательной власти групп влияния (лоббистов), которые могут представлять и отстаивать интересы организации.
В связи с переходом России к рыночным отношениям внешняя среда организаций резко изменилась. Она отличается от других стран, развивающих эти отношения на протяжении многих десятилетий и уже умеющих противостоять воздействиям факторов внешней среды.
Законодательство в России, в частности налоговое, настолько не идеально, что организации не могут как следует реагировать на его изменения. Законы в Российской Федерации изменяются чуть ли не каждую неделю. Штат бюрократического аппарата в нашей стране настолько вырос и преобладание вертикальных связей в государственном аппарате столь велико, что некоторые люди не могут открыть свое дело, а организации должны отчитываться не перед одним, а несколькими чиновниками. Все больше проявляется коррупция в органах государственной власти.
Трудности в поисках источников финансирования обусловлены экономическим и политическим кризисом, происходящим в настоящее время. Курс рубля падает, поэтому организациям невыгодно брать кредиты в банках, так как проценты, под которые он выдается, очень высоки.
Серьезной проблемой является нахождение хороших работников, особенно менеджеров-профессионалов. Это объясняется тем, что ранее не проводилась специальная подготовка людей, способных управлять в условиях рыночной экономики.
С этими факторами сталкиваются не только отечественные организации, но и зарубежные предприниматели, которые предполагают начать свою деятельность в России. Они должны быть готовы к проблемам и препятствиям, которых не существует у них в стране.