Стиль руководителя
Модель жизненного цикла Херси и Бланшара
Они разработали ситуационную теорию руководства, которую назвали теорией жизненного цикла. В соответствии с этой моделью (рис.6.2), применение стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, желания достичь поставленных целей.
(Высокая)
(Низкая)
Низкая Поведение, ориентированное на задачу Высокая
Зрелый Зрелость исполнителя(ей) Незрелый
Рис.6.2.Ситуативная модель руководства Херси и Бланшара
Херси и Бланшар сформулировали четыре основных стиля руководства: давать указания, продавать, участвовать, делегировать.
Суть первого стиляS1(давать указания) заключается в указаниях незрелым М1, неспособным и не желающим отвечать за результаты своей работы сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться на решение организационно–технических проблем, а не на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
Второй стильS2 (продавать) - эффективен для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости М2, когда они способны нести ответственность, но не могут делать этого. Данный стиль сочетает в равной мере ориентацию на организационную сторону дела, и на коллективность. Здесь руководитель должен одновременно давать исполнителям указания и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Третий стильS3(участвовать) эффективен для сотрудников, которые могут, но не хотят отвечать за решение поставленных задач, несмотря на наличие всех условий и обладание достаточной подготовленностью. Такие подчиненные характеризуются умеренно высокой степенью зрелости М3. При данном стиле руководства необходимо участие работников в принятии решений.
Четвертый стильS4 (делегировать) характеризуется высокой степенью зрелости М4, когда подчиненные хотят и могут нести ответственность работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя.
Херси и Бланшар рекомендуют делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления.
В целом критики данной модели жизненного цикла отмечают отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность того, смогут ли руководители на практике вести себя так гибко и адаптивно как требует модель.