Типы конфликтов

Конфликты и методы их разрешения

Слово «конфликт» - латинского корня, и в буквальном переводе означает «столкновение».

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц.Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны, т.к. они помогают выявить разнообразие точек зрения, показывают большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным.

Конечно, конфликт не всегда имеет положительный, а часто отрицательный характер.

Конфликт, может быть:

- функциональным и вести к повышению эффективности организации;

- дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер.

Различают четыре основных типа конфликта:

1) внутриличностный конфликт – такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и в организации, а так же со стрессом;

2)межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу и т.д. Он может проявляться и как столкновение личностей;

3) конфликт между личностью и группой.Он возникает, когда эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

4) межгрупповой конфликт.Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Если неформальные группы считают, что руководитель относится к ним не справедливо, то могут попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности (администрация и профсоюз).

Кроме того, конфликт классифицируют и по степени проявления: скрытый и открытый.

Любой конфликт в рамках организации поначалу скрыт, однако довольно быстро проявляются первые признаки нарастающего конфликта. Это - рост неявок на работу, снижение производительности труда, уклонение от своих обязанностей, частое отсутствие на рабочем месте, напряженность в общении между членами коллектива.

Производственные конфликты могут осуществляться в следующих основных формах: образование клик, интриги, забастовки, саботаж.

Кликой называется группа сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии. Их цель состоит в захвате реальной власти в организации либо упрочение своих позиций.

Под интригой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, как правило, она тщательно планируется и имеет свою сюжетную линию.

Забастовка – это временное организованное прекращение работы с выдвижением совместных требований к администрации. Как правило, она заранее планируется, но при крайних обстоятельствах может вспыхнуть стихийно.

Трудовое законодательство многих стран, в том числе и России, регулирует организацию и проведение забастовок. Но последние бывают и незаконными (например, сидячие забастовки, забастовки с применением насилия, нарушающие условия контракта и т.п.).

Саботаж – это дезорганизация или задержка работы на формально законных основаниях, характерен для бюрократических организаций. Работники обычно прибегают к этому методу, чтобы отстоять свои законные права.

По форме саботаж бывает активным и пассивным. Первый состоит в игнорировании возникающих нарушений, что приводит к дезорганизации или к задержке работы. Второй основан на сознательном создании неполадок, что приводит к тем же последствиям.