Понятие и оценка трудового потенциала

Состав и структура персонала

Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.

В мировой практике чаще всего используется классификация, при которой работники делятся на менеджеров и исполнителей. Менеджеры – это организаторы производства различных уровней.

Персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории:

- управленческий;

- основной или торгово-оперативный;

- вспомогательный.

Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. В этот персонал входят руководящие работники, инженерно-технические работники и служащие, к которым можно отнести директора (заведующего), заместителя директора (заведующего), администратора, товароведов, заведующих секциями и других работников.

Основной (торгово-оперативный) персонал - это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры и другие работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно- гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и другие работники.

Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.

Трудовой потенциал работника – это его возможная трудовая дееспособность, ресурсные возможности в области труда (рис. 4.2).

 

 

Рис. 4.2. Компоненты трудового потенциала работника

 

Трудовой потенциал организации – это совокупная трудовая дееспособность его коллектива.

Личностный фактор играет роль пускового механизма, определяющего, в какой степени работник будет использовать свой потенциал.

Трудовой потенциал должен соответствовать потребностям предприятия. Если потенциал завышен для конкретных условий, он не будет полностью использован, то средства, затраченные на рабочую силу, не окупятся, а у самих работников это может вызвать неудовлетворенность работой, снижение мотивации. Если трудовой потенциал низкий – это снижает темпы внедрения новшеств. Поэтому необходим постоянный контроль за ситуацией.

Показатели трудового потенциала организации показаны в таблице 4.1, которая может быть дополнена или сокращена в зависимости от особенностей предприятия.

 

Таблица 4.1

Система показателей, характеризующих трудовой потенциал предприятия

№ п.п. Показатели Всего В том числе по категориям
рабочие руководители специалисты служащие
чел % чел % чел % чел % чел %
1. Персонал предприятия, всего                    
Структура персонала по полу:                    
- мужчины                    
- женщины                    
3. Возрастной состав:                    
4. Распределение по стажу работы:                    
5. Образовательный уровень:                    
- общее среднее                    
- среднее специальное                    
- высшее                    
6.   Уровень профессиональной подготовки:                    
- рабочие                    
- руководители, специалисты, служащие                    

 

Анализ состояния и использования трудового потенциала является составной частью кадрового аудита. Он позволяет ответить на вопрос – обладает ли организация достаточным количеством персонала, способен ли он работать эффективно и в соответствии с выбранной стратегией.

Для этого необходимо проанализировать фактический состав персонала, его профессиональные качества и характеристики.

Для оценки количественного состава персонала необходимо сопоставить фактическую численность с нормативной.

Анализ качественных характеристик персонала направлен на оценку физического и психологического потенциала работников предприятия, объема общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений.

Сбор информации для подробного анализа этих показателей затруднен и требует специальных исследований, поэтому на практике используется упрощенный подход, когда качественная характеристика трудового потенциала ограничивается данными, отражающими образовательный и квалификационный уровень, наличие специальной профессиональной подготовки и ее продолжительность, половозрастной состав.