Комплекс необходимых условий успеха компании
Корпоративная культура
Команда, способы формирования группового сознания
Команда – это коллектив, в котором:
- наблюдается гармония общих и индивидуальных мотивов;
- групповые мотивы преобладают не в связи с подавлением индивидуальных, а на основе их ассимиляции;
- проблемы группы принимаются и понимаются работниками как личные.
Менеджеры должны стремиться к созданию команды. Для этого они используют следующие способы формирования группового сознания:
- вера в поставленную цель;
- доверие членов команды друг к другу;
- оптимальный стиль руководства;
- участие в управлении.
Формальные отношения в трудовом коллективе устанавливаются исходя из функциональных обязанностей каждого лица на основе должностных инструкций, приказов и распоряжений руководства.
Неформальные отношения основаны на личных контактах, знакомствах с работниками других подразделений, общении во время отдыха, симпатии и антипатии работников, их интересах. Лидером неформальной группы становится человек, способный выражать и отстаивать интересы группы.
Руководитель неформальных групп должен:
- быть осведомлен об их существовании, а также знать лидеров;
- учитывать мнение лидеров, убеждать их в случае расхождения мнений;
- наладить деловой контакт с лидером, в случае необходимости прийти к компромиссу;
- в случае отказа от сотрудничества бороться с лидером;
- не допускать обособления неформальных групп;
- поддерживать неформальную группу, если ее интересы не противоречат интересам организации.
Руководитель должен учитывать неформальные отношения и стараться использовать их в интересах дела. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность работы группы.
Организационная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения и поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на всю систему ценностей организации:
Поведенческие нормы – это базисные ценности организации, верхний слой организационной культуры, это то, с чем люди сталкиваются в повседневной жизни.
Корпоративная культура определяется нормами поведения сотрудников фирмы:
- традициями и принципами построения неформальных отношений;
- правилами и стандартами поведения, образующими лицо компании.
Имеет смысл рассматривать корпоративную культуру как набор допущений, убеждений, норм и ценностей, которые разделяются всеми членами компании.
Кредо – это излагаемые компанией свои базисные ценности, которые для большинства организаций являются чем-то нематериальным и воспринимаются сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией: работа, общение с руководителями, коллегами и подчиненными, чтение внутренних изданий и др.
Каждая процветающая компания обладает своим «фирменным рецептом» успехов и достижений. Не последнее место в этом ряду занимают имидж компании, психологическая обстановка внутри коллектива и корпоративная культура.
Универсальной, приемлемой для всех, корпоративной культуры не существует. Однако существуют определенные принципы построения успешной работы, когда соблюдается согласованность всех аспектов деятельности:
- приемы управления и стиль руководства;
- обучение сотрудников, продвижение продукции, взаимодействие с клиентами и т.д.
Формирование корпоративной культуры происходит либо сознательно (ведущие члены организации транслируют и внедряют ее основы в текущую деятельность), либо такая культура формируется спонтанно, а для этого требуется время.
3.4.2. Корпоративная культура: динамичное явление
Корпоративная культура играет важную роль в деятельности компании, так как это весьма динамичное явление, влияющее практически на все события в организации.
Явление корпоративной культуры быстро меняет формы, оказывая на сотрудников решающее действие по мере развития компании:
- формирует их представление о компании;
- стимулирует чувство ответственности;
- создает чувство стабильности;
- вызывает осознание преемственности;
- помогает правильно реагировать на события, происходящие в компании;
- создает чувство безопасности.
Как правило, цели и стратегия развития компании соотносятся с нормами корпоративной культуры, что, в свою очередь, определяет заинтересованность руководства в стимулировании и поощрении развития корпоративных традиций.
Сила воздействия на сотрудников определяется следующими факторами:
- общность возраста, интересов, взглядов;
- продолжительность совместной работы;
- опыт взаимодействия, совместного преодоления трудностей.
Для внешней стороны корпоративной культуры характерно создание истории возникновения фирмы, легенды, символов, ритуалов («фирменные» обычаи, значимые события и юбилеи, мероприятия профессионального характера).
Символы и атрибуты компании, подчеркивающие принадлежность людей к единому целому, также являются неотъемлемой частью корпоративной культуры.
Внутреннее содержание включает в себя правила, роли, ценности и общую философию компании.
Хорошо развитая корпоративная культура способствует формированию стратегии развития компании, а также осознанию единства собственных целей и целей компании через принятие ее норм и ценностей.
Корпоративная культура тесно связана с организационным поведением, принятым в коллективе, так как, с одной стороны, она обеспечивает разумные формы организационного поведения, а с другой - серьезно зависит от поведения членов коллектива, поскольку именно на его базе и формируется. Таким образом, корпоративная культура является частью сознания членов коллектива.