Комплекс необходимых условий успеха компании

Корпоративная культура

Команда, способы формирования группового сознания

Команда – это коллектив, в котором:

- наблюдается гармония общих и индивидуальных мотивов;

- групповые мотивы преобладают не в связи с подавлением индивидуальных, а на основе их ассимиляции;

- проблемы группы принимаются и понимаются работниками как личные.

Менеджеры должны стремиться к созданию команды. Для этого они используют следующие способы формирования группового сознания:

- вера в поставленную цель;

- доверие членов команды друг к другу;

- оптимальный стиль руководства;

- участие в управлении.

Формальные отношения в трудовом коллективе устанавливаются исходя из функциональных обязанностей каждого лица на основе должностных инструкций, приказов и распоряжений руководства.

Неформальные отношения основаны на личных контактах, знакомствах с работниками других подразделений, общении во время отдыха, симпатии и антипатии работников, их интересах. Лидером неформальной группы становится человек, способный выражать и отстаивать интересы группы.

Руководитель неформальных групп должен:

- быть осведомлен об их существовании, а также знать лидеров;

- учитывать мнение лидеров, убеждать их в случае расхождения мнений;

- наладить деловой контакт с лидером, в случае необходимости прийти к компромиссу;

- в случае отказа от сотрудничества бороться с лидером;

- не допускать обособления неформальных групп;

- поддерживать неформальную группу, если ее интересы не противоречат интересам организации.

Руководитель должен учитывать неформальные отношения и стараться использовать их в интересах дела. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность работы группы.

 

Организационная культура - это специфические для данной организации ценности, отношения и поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на всю систему ценностей организации:

Поведенческие нормы – это базисные ценности организации, верхний слой организационной культуры, это то, с чем люди сталкиваются в повседневной жизни.

Корпоративная культура определяется нормами поведения сотрудников фирмы:

- традициями и принципами построения неформальных отношений;

- правилами и стандартами поведения, образующими лицо компании.

Имеет смысл рассматривать корпоративную культуру как набор допущений, убеждений, норм и ценностей, которые разделяются всеми членами компании.

Кредо – это излагаемые компанией свои базисные ценности, которые для большинства организаций являются чем-то нематериальным и воспринимаются сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией: работа, общение с руководителями, коллегами и подчиненными, чтение внутренних изданий и др.

Каждая процветающая компания обладает своим «фирменным рецептом» успехов и достижений. Не последнее место в этом ряду занимают имидж компании, психологическая обстановка внутри коллектива и корпоративная культура.

Универсальной, приемлемой для всех, корпоративной культуры не существует. Однако существуют определенные принципы построения успешной работы, когда соблюдается согласованность всех аспектов деятельности:

- приемы управления и стиль руководства;

- обучение сотрудников, продвижение продукции, взаимодействие с клиентами и т.д.

Формирование корпоративной культуры происходит либо сознательно (ведущие члены организации транслируют и внедряют ее основы в текущую деятельность), либо такая культура формируется спонтанно, а для этого требуется время.

3.4.2. Корпоративная культура: динамичное явление

Корпоративная культура играет важную роль в деятельности компании, так как это весьма динамичное явление, влияющее практически на все события в организации.

Явление корпоративной культуры быстро меняет формы, оказывая на сотрудников решающее действие по мере развития компании:

- формирует их представление о компании;

- стимулирует чувство ответственности;

- создает чувство стабильности;

- вызывает осознание преемственности;

- помогает правильно реагировать на события, происходящие в компании;

- создает чувство безопасности.

Как правило, цели и стратегия развития компании соотносятся с нормами корпоративной культуры, что, в свою очередь, определяет заинтересованность руководства в стимулировании и поощрении развития корпоративных традиций.

Сила воздействия на сотрудников определяется следующими факторами:

- общность возраста, интересов, взглядов;

- продолжительность совместной работы;

- опыт взаимодействия, совместного преодоления трудностей.

Для внешней стороны корпоративной культуры характерно создание истории возникновения фирмы, легенды, символов, ритуалов («фирменные» обычаи, значимые события и юбилеи, мероприятия профессионального характера).

Символы и атрибуты компании, подчеркивающие принадлежность людей к единому целому, также являются неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Внутреннее содержание включает в себя правила, роли, ценности и общую философию компании.

Хорошо развитая корпоративная культура способствует формированию стратегии развития компании, а также осознанию единства собственных целей и целей компании через принятие ее норм и ценностей.

Корпоративная культура тесно связана с организационным поведением, принятым в коллективе, так как, с одной стороны, она обеспечивает разумные формы организационного поведения, а с другой - серьезно зависит от поведения членов коллектива, поскольку именно на его базе и формируется. Таким образом, корпоративная культура является частью сознания членов коллектива.