Способности личности

Характер личности

У каждого человека черты и качества соединены по разному. Индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. Его основа складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека.

Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни и других изменениях в психике.

Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, можно дать некоторые общие оценки:

1) по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему (это основная оценка);

2) по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениям. Это надежный человек, если знать его взгляды и убеждения, то можно предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации;

3) по свойственным характеру чертам:

- волевые черты (самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство);

- эмоциональные черты (уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность);

- интеллектуальные черты (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.)

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни и имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.

Способности – это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них.

Все способности человека можно классифицировать, исходя из внутренней структуры:

1) первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются:

- элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание);

- сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения, как мышление, представление, воображение (например, способность быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения);

- «демонические», связанные с физиологическими особенностями организма человека;

2) вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется:

- на общие способности, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к видам деятельности, общению;

- специальные (профессиональные) способности, дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности;

- частные способности - это способности человека в не основном для него виде деятельности.

Связующим звеном между способностями первой и второй группы является особый вид способностей – творческие.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:

1) одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности;

2) талант – совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью;

3) гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.