Способности личности
Характер личности
У каждого человека черты и качества соединены по разному. Индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.
Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. Его основа складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека.
Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни и других изменениях в психике.
Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, можно дать некоторые общие оценки:
1) по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему (это основная оценка);
2) по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениям. Это надежный человек, если знать его взгляды и убеждения, то можно предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации;
3) по свойственным характеру чертам:
- волевые черты (самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство);
- эмоциональные черты (уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность);
- интеллектуальные черты (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.)
Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни и имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.
Способности – это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них.
Все способности человека можно классифицировать, исходя из внутренней структуры:
1) первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются:
- элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, внимание);
- сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения, как мышление, представление, воображение (например, способность быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения);
- «демонические», связанные с физиологическими особенностями организма человека;
2) вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется:
- на общие способности, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к видам деятельности, общению;
- специальные (профессиональные) способности, дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности;
- частные способности - это способности человека в не основном для него виде деятельности.
Связующим звеном между способностями первой и второй группы является особый вид способностей – творческие.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:
1) одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности;
2) талант – совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью;
3) гениальность – высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.