Подходы к установлению взаимодействия человека и организации

Имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать заслуженное вознаграждение.

Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификой и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя заданную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение

Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места (рис. 3.3):

1) первый подход исходит из того, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия:

- человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т.е. для исполнения определенной роли в организации;

- этот подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента;

Рис. 3.3. Два подхода к установлению взаимодействия человека и организации

2) при втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей:

- работа подбирается человеку таким образом, чтобы она лучше всего соответствовала его возможностям и его претензиям на определенное место в организации;

- этот подход также имеет практическую реализацию, преимущественно в рамках японского типа управления;

- несмотря на повышенную сложность реализации, в последнее время в мировой практике менеджмента наблюдается тенденция к расширению использования этого подхода (если и не полностью, то ряда его идей и элементов практического осуществления).

Выбор одного из этих двух подходов является предметом стратегического решения, так как он задает основы стратегии управления человеческим потенциалом организации.