Особенности российского менеджмента

Ситуационный подход к управлению

Ситуационный подход - это концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде.

Под ситуацией в теории и практике менеджмента понимается вся совокупность обстоятельств и условий, побуждающих или вынуждающих менеджера принимать решения и предпринимать управленческие действия.

У менеджера нет универсальных инструментов управления, используемых везде и всегда. У него есть лишь принципы, методы, методики, которые пригодны для различных случаев. Выдвигая в качестве основной предпосылки идею о многообразии, а не однозначности рациональных форм организации производства и управления, ситуационный подход стремится не просто ввести градацию организационных структур, механизмов координации в зависимости от ситуации, но и дать систему взаимосвязанных характеристик ситуации. К таким характеристикам относятся: окружающая среда, организационная задача, технология организационных процессов, фактор нововведений и т.п.

Ситуационный подход затронул почти все основные школы американской теории управления и проявился при изучении любого элемента управления: организационной структуры; группового поведения людей в организации; стилей руководства; влияния различных методов руководства на поведение групп и индивидов и др.

В этом состоит отход от традиционного стремления формировать универсальные принципы руководства людьми в организации.

Сегодня ситуационный подход к проблемам управления является доминирующим.

Единственный универсальный закон в менеджменте - стремиться быть другим.

Менеджмент в нашей стране зарождался неоднократно. По крайней мере, можно выделить два его рождения: первое - приблизительно в то же время, что в Европе и США (конец 19 века), а второе - в годы перестройки. В данном случае речь идет о классическом понимании менеджмента организации как о профессиональном управлении фирмой, действующей в условиях рынка.

Если принимать позицию ряда авторов о том, что управление государством также можно считать и называть менеджментом, тогда нужно признать, что он был всегда.

Однако, история свидетельствует о том, что «родина» менеджмента - частный сектор, и потому смешивать эти понятия ¾ «менеджмент» и «государственное управление» - не следует.

В условиях советского хозяйствования такой вид деятельности, как менеджмент, не мог существовать в принципе, поскольку отсутствовали его предпосылки - рынок и частная собственность.

По мнению ряда современных авторов, в эти годы достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления:

- организационно-техническая;

- социальная.

По проблемам, касающимся особенностей современного российского менеджмента, интересная и обоснованная позиция представлена в статье. Картавого и Нехамкина «Методологические принципы формирования российского менеджмента» (1999 год). Авторы считают, что перед Россией появились три возможные концепции развития менеджмента:

1) концепция копирования западной теории менеджмента. Она не учитывает особенностей российского менталитета. Для овладения теорией нужно лишь перевести западные учебники и монографии на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике;

2) концепция адаптации западной теории менеджмента. Предполагает частичный учет особенностей русской ментальности, т.е. не слепое копирование, а приспособление западной теории к современным российским условиям. Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно различаются между собой. При любом выборе существует риск использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития данных стран, ментальность их жителей;

3) концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из полного учета особенностей российской ментальности с использованием аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно ни слепое копирование западного и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое и второе одинаково неприменимо.

Именно последняя концепция является наиболее подходящей для России. Заимствование чужого опыта Россией может принести еще более отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.

Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему.

Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Российский менеджмент должен учитывать православные традиции.