Школа научного управления

Классическая школа

Основные школы менеджмента

Четвертый этап. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время)

Третий этап. Период систематизации (1890-1960 годы.)

С развитием капитализма и совершенствованием технических средств значение эффективного управления существенно увеличивается. В этот период складывается отношение к руководству предприятием как к науке и искусству, которым надо учиться. К решению задач управления производством привлекаются экономика, психология, социология, математика. Появляются оригинальные труды по управлению производством.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрик и необходимость обеспечения больших групп людей работой означали, что индивидуальные владельцы больше не в состоянии самостоятельно справляться с организацией труда наемных работников.

Поэтому, лучших работников стали обучать управленческому искусству для того, чтобы они могли представлять интересы владельцев на местах. Это и были первые менеджеры.

Внедрение в сферу управления технических средств преобразования информации – ЭВМ, предъявили к менеджменту ряд новых требований, в том числе, необходимость количественного подхода к решению управленческих задач. В результате, во второй половине двадцатого века происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений.

В качестве самостоятельной научной дисциплины появляется новая ветвь прикладной математики, получившая название "методы исследования операций". Эта молодая наука поставила перед собой задачу количественного обоснования решений, принимаемых в различных областях человеческой деятельности. Полученные результаты дали менеджменту необходимый математический аппарат.

 

Школы управления – это исторически сложившиеся научные объединения, отличающиеся взглядами на теорию и практику управления (рис. 1.1).

Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства. Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент – это искусство. Такое понимание связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей работы. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем успешным руководителям. Поэтому многие исследователи начали изучать личность с точки зрения характера, т.е. установления черт характера, свойственных менеджеру.

 

Рис. 1.1. Школы менеджмента

Результаты исследований показали, что определить параметры менеджера по чертам характера практически невозможно, т. к. даже такая вещь как ум, может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В результате такой неудачи возник вопрос: существует ли менеджмент как наука?

Первый шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан в начале двадцатого столетия Тейлором (1856-1915). В книге "Принципы научного управления" (1911 г.) он впервые раскрыл научные подходы и принципы построения системы управления. Тейлор стал основоположником школы научного управления.

Тейлор считал, что необходимо отбирать наиболее способных рабочих, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки. В результате вклад, сделанный группой таких рабочих превысит вклад каждого отдельно взятого рабочего.

Основная заслуга Тейлора состоит в том, что он разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал производственные операции, внедрил в практику научные методы подбора, расстановки и стимулирования персонала.

Блестящую реализацию и дальнейшее развитие идеи Тейлора получили в начале нашего века на предприятиях крупнейшего американского капиталиста Генри Форда.

Организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:

- строгая, построенная по вертикали организация управления;

- массовое производство, обеспечивающее наименьшую стоимость изделия, удовлетворение массового спроса покупателей и наибольшую прибыль;

- развитая стандартизация;

- конвейер с глубоким разделением труда, который в процессе дифференцируется на сотни и тысячи мелких операций;

- постоянное совершенствование управления производством.

Главные идеи Генри Форда– умелое управление предприятиями огромного масштаба, кооперация, массовое производство, стандартизация, конвейерная система разделения труда, постоянное совершенствование управления – актуальны для нас и сегодня.

Существенный вклад в теорию и практику менеджмента был сделан инженером-механиком Харрингтоном Эмерсоном (1853-1931 годы). Ему принадлежит открытие важнейших принципов повышения производительности труда на предприятии.