Второй этап. Индустриальный период (1776-1890 годы)

Этапы развития менеджмента

Рассматривая развитие теории и практики менеджмента, выделяют 4 основные периода в его развитии.

1.2.1. Первый этап. Древний период: от 7 тыс. лет до Рождества Христова до 18 века нашей эры

Уже в первобытном обществе коллективная деятельность людей требовала разумного управления: создания соответствующих организаций и руководства ими в процессе решения различных жизненных задач. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода или общины. Старейшины и вожди олицетворяли собой руководящее начало, они координировали и направляли деятельность племен и сообществ (охота, строительство жилья, поддержание обороноспособности и т.д.). Уже тогда ценились такие черты, как инициативность, ответственность, способность к риску.

Еще большее развитие управленческая деятельность получила в рабовладельческую эпоху, когда произошло отделение ремесла от земледелия. Ремесленничество означало создание производства, основанного на обменно-товарных отношениях. Круг задач по удовлетворению потребностей населения всем необходимым существенно расширился: теперь достаток и благополучие людей стали зависеть не только от их умения производить необходимые для жизни предметы, но и от возможности получить эти предметы в обмен на товары и деньги. Все это требовало четкой организации труда, учета природных условий (например, разливов рек), контроля за качеством работы людей, умения воздействовать на человека - всего того, что мы сегодня называем управлением.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 лет до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный аппарат.

Первым дал характеристику управления как особой сферы деятельности Сократ (470-399 гг. до н. э.). Он проанализировал различные формы управления, на основании чего провозгласил принцип универсального управления.

Платон (428-348 лет до н. э.) дал классификацию форм государственного управления и сделал попытку разграничить функции органов государственного управления.

Александр Македонский (356-323 лет до н. э.) развил теорию и практику управления войсками.

Появление у производителей предметов на продажу способствовало становлению частной собственности, денежного обращения, ростовщического капитала, зарождению предпринимательства. Наряду с требованием удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, появляется дополнительная задача – получения от этой деятельности максимальной прибыли.

Наибольшая заслуга в развитии представлений об управлении в этот период принадлежит Адаму Смиту, который является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления.

Наибольший подъем теория и практика менеджмента получили в период становления и развития капиталистического производства.

Капитализм отличается от предшествующих экономических формаций прежде всего тем, что производители основных материальных благ - рабочий и крестьянин, становятся юридически свободными и могут продавать свой труд по своему выбору, исключительно из собственных интересов, без принуждения.

Большой интерес к управлению трудом людей на капиталистической фабрике проявляли социалисты-утописты, в частности, Роберт Оуэн. Он обращал особое внимание на то, что мы сегодня называем "человеческим фактором". Оуэну принадлежит и попытка использовать для повышения производительности труда моральные стимулы.

Естественное желание человека быть не хуже остальных он реализовал в организации на производстве здорового соревнования: у лучших рабочих на станках появлялись красные ленты, у средних – зеленые, у плохих – желтые.