Применение матричных игр в маркетинговых исследованиях
Торговая фирма разработала несколько вариантов плана продажи товаров на предстоящей ярмарке с учетом меняющейся конъюнктуры рынка и спроса покупателей. Получающиеся от их возможных сочетаний показатели дохода представлены в табл. 31.10.
Определить оптимальный план продажи товаров.
Решение. Обозначим: вероятность применения торговой фирмой стратегии П1 — x1, стратегии П2 —x2, П3 — х3; вероятность использования стратегии К1 — у1, стратегии К2 — y2, К3 — у3.
Для первого игрока (торговой фирмы) математическая модель задачи имеет вид
при ограничениях:
где xi = Хiv.
Для второго игрока (конъюнктуры рынка и спроса покупателей) математическая модель задачи имеет вид
при ограничениях:
Найдем оптимальное решение задачи для второго игрока симплексным методом. При этом последняя таблица имеет вид табл. 31.11.
Из таблицы следует, что опт = (1/14, 11/196, 5/49), S(
)max = 45/196.
Цена игры v = 1 / S(Y) = 196/45.
Так как уi = Yiv, то y1 = 14/45, у2 = 11/45, у3= 20/45.
Оптимальная стратегия второго игрока:
Стратегии первого игрока найдем из последней симплексной таблицы, используя метод соответствия переменных исходной и двойственной задач. Получим
Таким образом, торговая фирма на ярмарке должна придерживаться стратегии опт = (20/45, 11/45, 14/45), при этом она получит доход не менее v = 196/45 ден. ед.