Нахождение оптимальных путей транспортировки грузов при нестабильной загрузке дорог
Транспортная параметрическая задача
Задача формулируется следующим образом: для всех значений параметра δ ≤ λ ≤ φ, где δ, φ — произвольные действительные числа, найти такие значения xij (i = ; j =
), которые обращают в минимум функцию
при ограничениях:
Пользуясь методом потенциалов, решаем задачу при λ = δ до получения оптимального решения. Признаком оптимальности является условие:
ui + vj — [c'ij + λс"ij) ≤ 0 для незанятых клеток
и ui + vj = с' ij + λс''ij для занятых клеток,
где ui, vj — потенциалы строк, столбцов распределительной таблицы.
Условие совместимости транспортной задачи запишется в виде
Значения αij и βij определяются из условия
где u'i, v'i, u"j, v"j определяются из систем уравнений
Значения λ находятся в пределах λ1 ≤ λ ≤ λ2:
Алгоритм решения.
1) Задачу решаем при конкретном значении параметра λ = δ до получения оптимального решения.
2) Определяем αij и βij.
3) Вычисляем значения параметра λ.
4) Если λ < φ, производим перераспределение поставок и получаем новое оптимальное решение. Если λ = φ, то процесс решения окончен.
Имеются три поставщика однородного товара с объемами поставок: а1 = 100 т, а2 = 200 т, a3 = 100 т и четыре потребителя с объемами потребления b1 = - 80 т, b2 = 120 т, b3 = 150 т, b4 = 50 т. Стоимость транспортных расходов изменяется в определенном диапазоне в зависимости от загрузки дороги и задана матрицей
Определить оптимальное решение перевозок, обеспечивающее минимальные транспортные затраты.
Решение. В матрицу расходов введем параметр λ, где 0 ≤ λ ≤ 3. Получим
Полагая λ = 0, решаем задачу методом потенциалов, определим оптимальное решение перевозок. Распределительная таблица этого решения будет иметь вид табл. 25.5.
В таблице ui и vj — потенциалы строк и столбцов. Для занятых клеток они определяются из условия
Полагая u1 = 0, v1 + и1 = 5 + 2λ, получаем v1= 5 + 2λ,
v2 + и1 = 4 — λ, откуда v2 = 4 — λ;
v1 + u2 = 4 или 5 + 2λ + u2 = 4, откуда и2 = -1 - 2λ;
v3 + u2 = 4 + 2λ или -1 – 2λ + v3 = 4 + 2λ, v3 = 5 + 4λ.
Аналогично находим, что u3 = -1 + λ, v4 = 2 + 2λ.
Оценки свободных клеток находим по формуле
Имеем
Аналогично находим, что Δ24 = -6 + λ, Δ31 = -1 + 3λ, Δ33 = -2 + 5λ.
Решение, полученное при λ = 0, является оптимальным для всех значений параметра λ, удовлетворяющих условию
Имеем
Так как по условию задачи λ ≥ 0, то оптимальное решение сохраняется при 0 ≤ λ ≤ 1/3. При этом минимальная стоимость транспортных расходов составляет
Таким образом, при λ [0; 1/3] L(X1)min = 1430 + 440λ и
Чтобы получить оптимальное решение при λ ≥ 1/3, перераспределим поставки товаров в клетку (3, 1), где λ2 = 1/3. Вновь полученное распределение представлено в табл. 25.6.
Находим оценки свободных клеток:
Определим пределы изменения λ:
Полученное в таблице оптимальное решение сохраняется при 1/3≤ λ≤ 1/2. При этом L(X2)min = 1460 + 350λ. Итак,
Перераспределим поставки грузов в клетку (3, 3), где λ2 = 1/2. Получим новое распределение (табл. 25.7). Находим оценки свободных клеток:
Определим пределы изменения λ:
Оптимальное решение сохраняется при 1/2 ≤ λ ≤ 1. При этом L(Х3)min = 1490 + 290λ. Итак,
Перераспределим поставки товаров в клетку (1, 4), где λ2 = 1 (табл. 25.8).
Оценки свободных клеток:
Пределы изменения λ:
Полученное в предыдущей таблице оптимальное решение сохраняется при λ ≤ 7/5. При этом L(Х4)min = 1540 + 240λ. Итак,
Перераспределим поставки грузов в клетку (2, 4), где λ2 = 7/5 (табл. 25.9).
Оценки свободных клеток:
Пределы изменения λ:
Оптимальное решение сохраняется при 7/5≤ λ≤ 3. При этом L(X5)min = 1890 – 10λ. Итак,