Экономический анализ транспортных задач
Определение оптимального варианта перевозки грузов с учетом трансформации спроса и предложений
Открытая транспортная задача
Вырожденность в транспортных задачах
Альтернативный оптимум в транспортных задачах
Признаком наличия альтернативного оптимума в транспортной задаче является равенство нулю хотя бы одной из оценок свободных переменных в оптимальном решении (Xопт1).Сделав перераспределение грузов относительно клетки, имеющей Δij = 0, получим новое оптимальное решение (Хопт2), при этом значение целевой функции (транспортных расходов) не изменится. Если одна оценка свободных переменных равна нулю, то оптимальное решение находится в виде
где 0 ≤ t ≤ 1.
Рассмотрим конкретную задачу, имеющую альтернативный оптимум.
Пример 1. На трех складах имеется мука в количестве 60, 130 и 90 т, которая должна быть в течение месяца доставлена четырем хлебозаводам в количестве: 30, 80, 60, 110 т соответственно.
Составить оптимальный план перевозок, имеющий минимальные транспортные расходы, если стоимость доставки 1 т муки на хлебозаводы задана матрицей
Решение. Составим распределительную таблицу в виде табл. 23.6.
По методу минимального тарифа найдем исходное решение. Определим потенциалы строк и столбцов. Найдем оценки свободных клеток:
Так как Δ12 = 4 > 0, то перераспределим грузы относительно клетки (1,2):
Занесем полученное перераспределение грузов в распределительную таблицу и вычислим потенциалы занятых и оценки свободных клеток (табл. 23.7).
Получим
Так как Δ33 = 0, то задача имеет альтернативный оптимум и одно из решений равно
Стоимость транспортных расходов составляет: L(Xопт1) = 1550 усл. ед.
Произведем перераспределение грузов относительно клетки (3,3):
Занесем в распределительную таблицу полученное перераспределение грузов, вычислим потенциалы занятых и оценки свободных клеток (табл. 23.8):
Так как Δ14 = 0, получили еще одно решение:
Стоимость транспортных расходов составит L(Хопт2) = 1550 усл. ед.
Данная задача имеет два оптимальных решения Хопт1 и Xопт2, общее решение находится по формуле
где 0 ≤ t ≤ 1.
Найдем элементы матрицы общего решения:
Итак,
Стоимость транспортных расходов составляет 1550 усл. ед.
При решении транспортной задачи может оказаться, что число занятых клеток меньше, чем m + п - 1. В этом случае задача имеет вырожденное решение. Для возможного его исключения целесообразно поменять местами поставщиков и потребителей или ввести в свободную клетку с наименьшим тарифом нулевую поставку. Нуль помещают в такую клетку, чтобы в каждой строке и каждом столбце было не менее одной занятой клетки.
Рассмотрим вырожденность в транспортной задаче на примере.
Пример 2. Фирма осуществляет поставку бутылок на три завода, занимающиеся производством прохладительных напитков. Она имеет три склада, причем на складе 1 находится 6000 бутылок, на складе 2 — 3 000 бутылок и на складе 3 — 4 000 бутылок. Первому заводу требуется 4000 бутылок, второму заводу — 5 000 бутылок, третьему заводу — 1000 бутылок. Матрицей
задана стоимость перевозки одной бутылки от каждого склада к каждому заводу.
Как следует организовать доставку бутылок на заводы, чтобы стоимость перевозки была минимальной?
Решение. Запишем исходные данные в распределительную таблицу (табл. 23.9), найдем исходное опорное решение по методу минимального тарифа. Число заполненных клеток равно 5, т + п - 1 = 6, следовательно, задача является вырожденной.
Для исключения вырожденности необходимо в какую-то клетку ввести нулевую поставку. Такая клетка становится условно занятой, ее целесообразно определить при вычислении потенциалов занятых клеток, она должна иметь наименьший тариф по сравнению с другими клетками, которые могут быть условно занятыми.
Так, для нахождения потенциала и3 поместим нулевую поставку в клетку (3,2), после чего представляется возможным вычислить остальные потенциалы.
Оценки свободных клеток следующие:
Все оценки отрицательные, получили оптимальное решение:
Таким образом, со склада 1 целесообразно поставить 3000 бутылок второму и четвертому заводам, со склада 2 — 2000 бутылок второму заводу и 1000 бутылок третьему, со склада 3 — 4000 бутылок первому заводу, при этом стоимость транспортных расходов будет минимальной и составит 28 000 усл. ед.
При открытой транспортной задаче сумма запасов не совпадает с суммой потребностей, т.е.
При этом:
а) если
то объем запасов превышает объем потребления, все потребители будут удовлетворены полностью и часть запасов останется невывезенной. Для решения задачи вводят фиктивного (n + 1)-потребителя, потребности которого
Модель такой задачи будет иметь вид
при ограничениях:
б) если
то объем потребления превышает объем запасов, часть потребностей останется неудовлетворенной. Для решения задачи вводим фиктивного (m + 1)- поставщика
:
Модель такой задачи имеет вид
при ограничениях:
При введении фиктивного поставщика или потребителя открытая транспортная задача становится закрытой и решается по ранее рассмотренному алгоритму для закрытых транспортных задач, причем тарифы, соответствующие фиктивному поставщику или потребителю, больше или равны наибольшему из всех транспортных тарифов, иногда их считают равными нулю. В целевой функции фиктивный поставщик или потребитель не учитывается.
Рассмотрим следующую задачу.
Составить оптимальный план перевозки грузов от трех поставщиков с грузами 240, 40, 110 т к четырем потребителям с запросами 90, 190, 40 и 130 т. Стоимости перевозок единицы груза от каждого поставщика к каждому потребителю даны матрицей
Решение. Запасы грузов у поставщиков: = 390 т. Запросы потребителей:
= 450 т; так как
<
то вводим фиктивного поставщика с грузом а4ф = 450 - 390 = 60 т.
Тариф фиктивного поставщика 4ф примем равным 20 усл. ед.
Так как т + п – 1 = 7, а число занятых клеток равно 6, то для исключения вырожденности введем в клетку (2, 2) нулевую поставку. Оценки свободных клеток:
(табл. 23.10).
Оценка свободной клетки (1,3) больше нуля, перераспределим грузы:
Запишем полученное перераспределение грузов в табл. 23.11.
Имеем
Получили оптимальное решение:
Стоимость транспортных расходов — 3120 усл. ед.
Проведем экономический анализ задачи на конкретном примере.
Пример 3. Три торговых склада могут поставлять некоторое изделие в количестве 9, 4 и 8 т. Величины спроса трех магазинов розничной торговли на это изделие равны 3, 5 и 6 т.
Какова минимальная стоимость транспортировки от поставщиков к потребителям? Провести анализ решения при условии, что единичные издержки транспортировки в усл. ед. даны в матрице
Решение. Запасы складов: = 21 т, потребности магазинов:
= 14 т, имеем открытую задачу. Введем фиктивный магазин со спросом b4ф = 7 т и тарифом 20 усл. ед. (табл. 23.12).
Оценки свободных клеток:
Оценки Δ32 = Δ34 = 0, задача имеет альтернативный оптимум, и одно из решений имеет вид
Минимальная стоимость транспортных расходов
Итоговое распределение перевозок, а также значения оценок свободных клеток, которые называют теневыми ценами, можно использовать при проведении экономического анализа. Теневая цена показывает, на сколько увеличится общая стоимость транспортных расходов, если в пустую клетку поместить одно изделие. Например, если придется осуществить перевозку одного изделия с торгового склада 2 в розничный магазин 3, то увеличение стоимости составит |Δ23| = | - 13| = 13 усл. ед., что больше, чем тариф груза клетки (2,3), равный 8 усл. ед. Дополнительное увеличение стоимости транспортных расходов появляется в связи с перераспределением перевозок. Составим цикл распределения перевозок с помещением груза в пустую клетку (2, 3):
В клетку (2, 3) помещаем груз 4 т, в (1, 3) вместо 1т — 5т, в (2, 2) вместо 4т — пустая клетка.
Изменение расходов составит 4 ∙ 20 – 4 ∙ 10 + 8 ∙ 4 – 4 ∙ 5 = 72 усл. ед. или на одно изделие 72 : 4 = 13 усл. ед.
Если теневая цена клетки равна нулю (Δ32 = 0), то задача имеет альтернативный оптимум. Перераспределим грузы относительно клетки (3, 2):
Еще одно оптимальное решение задачи имеет вид
Минимальная стоимость транспортных расходов
Аналогичный анализ можно провести и по остальным свободным клеткам.
Теневые цены свободных клеток можно использовать в качестве индикаторов изменений стоимости транспортировки одного изделия или тарифа.
Например, теневая цена пустой клетки (3, 3) равна |Δ33| = | - 2| = 2, а фактическая цена транспортировки одного изделия — 7 усл. ед. Следовательно, для того чтобы использование данной клетки в распределении перевозок привело к снижению общих транспортных расходов, нужно, чтобы тариф этой клетки был не более 7 – 2 = 5 усл. ед.
Проведем стоимостный анализ изменений в занятых клетках. При снижении тарифа увеличение числа изделий в данной клетке выгодно. Если же тарифы занятых клеток возрастают, то при достижении ими определенного значения использование этой клетки является нежелательным и необходимо произвести перераспределение грузов.
В качестве примера определим допустимые изменения тарифа занятой клетки (1, 3). Тариф клетки равен 5 усл. ед. за одно изделие. Уменьшение этой величины не повлияет на объем перевозок, так как указанное количество изделий в клетке удовлетворяет всю потребность магазина 3.
Если тариф клетки (3,1) становится больше 5 усл. ед., то при составлении циклов будет задействована пустая клетка (2, 3) с |Δ23| = 13 или (3, 3) с |Δ33| = 2. В обоих циклах клетка (1, 3) будет иметь знак "—" и любое увеличение тарифа повлечет снижение теневой цены пустой клетки (2, 3) или (3, 3).
Изменение объема перевозок будет иметь место в случае, если тариф клетки (1,3) возрастет более чем на 2 усл. ед. и превысит 7 усл. ед. При этом теневая цена клетки (3,3) станет положительной и окажется невыгодным использование клетки (1.3).
Таким образом, для получения оптимального распределения перевозок тариф клетки (1,3) должен изменяться в диапазоне от 0 до 7 усл. ед. Внутри указанного промежутка происходит лишь изменение общей стоимости транспортных расходов, а распределение перевозок не меняется.