Проторенессанс

Очерк IV. Искусство Италии

Живопись - это поэзия, которую видят

(Леонардо да Винчи)

Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматическая условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству В. идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивид, творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармонические закономерности бытия. В итальянском искусстве Возрождении различают несколько этапов.

 

· Предренессанс или проторенессанс – рубежа XIII-XIVвв

· Раннее Возрождение (XV в),

· Высокое Возрождение (конец XV—первая четверть XVI вв.)

· Позднее Возрождение (XVI в.)

Искусство Проторенессанса родилось в Тоскане, области средней Италии, расположенной к северу от Рима. На грани XIII и XIV веков ее главные города Пиза, Флоренция, Сиена стали центрами новой художественной культуры.

Джовании Пизано

Джованни работал как архитектор. В 1284—1297 годах он руководил строительством собора в Сиене, около 1297 года принимал участие в достройке баптистерия и собора в Пизе.

Раннее Возрождение (XV век)

В XV веке искусство сближается с наукой. Стремление к познанию мира толкает художников на путь его изучения. Это способствует расширению их кругозора и освобождению искусства от узости цехового ремесла. Усилиями крупнейших архитекторов и художников разрабатывается теория линейной перспективы. В это же время начинается систематическое изучение строения человеческого тела и создается теория пропорций. Математика, анатомия, оптика привлекаются для решения важнейших задач реалистического искусства — изображения человеческой фигуры и пространства. В конце XIV — начале XV века оформляется стиль Ренессанса в архитектуре.