Франция

Три скульптурных цикла являются гордостью готического искусства Франции, ее высшим достижением – композиции и круглая скульптура соборов Шартра, Реймса и Амьена.

Ранняя готическая скульптура Франции хорошо представлена на порталах трансепта собора в Шартре. Храм этот был воздвигнут между 1194 и 1225 гг. на месте сгоревшей романской базилики, от которой уцелели лишь крипта(захоронение в подвальном помещении церкви) и западный фасад со знаменитым «королевским порталом», украшенным статуями. Поэтому построенный заново собор всюду, кроме западного фасада украшен готической скульптурой. На центральном портале южного фасада представлены фигуры трех святых – Мартина, Иеронима и Григория. В фигуре Мартина – воина и неутомимого церковного деятеля, насаждавшего христианство в Галлии, видно, что Мартин – человек импульсивный, гневный, властный. Контрастом служит фигура св. Григория. В противоположность Мартину он ссутулился, его голова склонилась, левая рука опущена. Черты его лица говорят о мягкости характера, о сострадании, добром, сердечном отношении к людям. Фигуры этих святых – св. Иеронима и св. Григория – церковных писателей и богословов – показывают людей созерцательной жизни и философского мышления.

Ранним готическим статуям присущи сохранившиеся от романского периода напряженность поз. Постепенно фигуры приобретают все более свободное движение. Некоторое отклонение от строгой фронтальности, легкий сгиб в коленях и перемещение тяжести тела на одну ногу сообщают им непринужденность. Приемы эти использованы в группе «Встреча Марии и Елизаветы» на левом портале северного фасада трансепта Шартрского собора, где две повернутые друг к другу фигуры, объединенные единым сюжетом, представлены как бы в момент беседы. Согласно евангельскому сказанию юная дева Мария узнала от ангела, что родит Бога, а ее родственница, Елизавета, родит того, кто будет предвестником этого Бога (то есть Иоанна Предтечу). Они встретились и беседовали о важности ожидаемого.

В скульптурной группе «Встреча Марии и Елизаветы», но уже расположенной на центральном портале собора в Реймсе явно прослеживается влияние античной классики – и в пропорциях фигур, и в собирающихся мелких складках, и в типе лиц. Эта скульптурная группа считается одной из вершин французской готики. Группа Марии и Елизаветы замечательна не только блестящим мастерством передачи глубоких чувств и тонких душевных состояний. Важно отметить, что обе эти статуи являются женскими образами. Образ женщины впервые в западноевропейском искусстве был запечатлен готическими скульпторами с такой многогранностью, чуткостью и ощущением женской красоты. Именно это и делает обаятельным статую Марии Реймского собора.

Но такое «классическое» направление не было долговечным. Уже в середине XIII в. появляются новые тенденции, представленные также в скульптуре Реймского собора – ангел «Благовещения» и фигура группы «Принесение во храм». У этих скульптур живописно ниспадают одежды, изящные позы и жесты, несмотря на то, что это персонажам христианской легенды, они имеют почти светский облик. Стройный ангел, живой и подвижный, улыбается в портале Реймского собора. Эту знаменитую статую иногда называют просто «Реймской улыбкой». Кстати, с этого времени улыбка становится почти обязательной, придавая лицам общность выражения и черты манерности.

В конце XIII в. усилился интерес к окружающей действительности. В это время все чаще появляется монументальная скульптура чисто светского характера. Такими являются скульптуры музыкантов в натуральную величину, расположенные на фасаде дома цеха музыкантов в Реймсе.

Небольшие рельефы, дополняющие убранство порталов, часто включали реальные мотивы. Действующими лицами являются, как правило, крестьяне, занятые полевыми работами. Костюмы, приемы работы, подробности быта переданы правдиво и живо. К числу лучших произведений подобного рода принадлежат великолепные фигуры крестьянина, точащего косу, охотника с соколом и других, – на косяках западного портала собора Парижской Богоматери (первой половины XIII в.), а также рельефы на цоколе западного фасада собора в Амьене (1225-1236).

Как и в романских храмах, большое место занимают в готических соборах изображения всевозможных чудовищ и фантастических существ. Многочисленные примеры так называемых химер, сидящих по карнизам и на парапетах башен, а также гаргуйлей, отбрасывающих от стен здания дождевую воду, дают соборы в Амьене и Реймсе.

XIV век ознаменован снижением качества монументальной скульптуры. Столетняя война замедляет темпы развития французского искусства, поэтому происходит развитие лишь портретной скульптуры.