Очерк V. Искусство

Теперь не строят готических соборов.

В былое время у людей были убеждения;

у нас, современников, есть лишь мнения,

а мнения мало для того,

чтобы создать готический храм

(Генрих Гейне)

Архитектура

С эстетической точки зрения готическая архитектура представляет собой легкие, буквально кружевные строения. Связано это было с тем, что к тому времени крупные города окружались одним или несколькими кольцами стен, и не было необходимости в храме-крепости. Это, в свою очередь, позволило перепланировать соборы: они стали выше и стройнее. С технической точки зрения готический стиль был более совершенным. Сущность готической конструкции состояла в том, что она создавала каркас, скелет здания, сочетая три главнейших элемента: свод на нервюрах стрельчатой формы, систему аркбутанов и мощные контрфорсы.

Главным достижением был переход от свода к нервюре. Нервюра – это перекрытый крест-накрест свод, который получает благодаря такому изменению большую прочность. Не менее важен был переход от круглой арки – к стрельчатой её форме. В арках, которые использовались в романском стиле, каменные слои кладки свода лежат один рядом с другим, в них, таким образом, возникает боковой распор, который нуждается в сплошной опорной стене. В стрельчатом своде, который имеет более крутой подъем, слои лежат один на другом, давление в сторону почти совсем исчезает и превращается в давление книзу, благодаря этому появилась возможность убрать стену, так как она утратила свое прежнее назначение. Наоборот, появилась необходимость укрепить угловые точки, на которые теперь ложится огромный груз, и для этого даже самые мощные устои кораблей храма оказались недостаточно прочными. Они должны были погнуться под такой тяжестью, если бы к ним в самых опасных местах не были приставлены особые опоры - контрфорсы.Контрфорсы соединялись с основным здание аркбутанами -перекидными арками, переброшенные от свода на контрфорсы и передающие давление наружу, на массивно сложенные огромные столбы- контрфорсы.

В плане готический храм сохраняет тип базилики, но сильно упрощается по сравнению с романским. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается пересекающимися по диагоналям стрельчатыми арками – нервюрами. Вся эта система предоставляет возможность построить весь храм исключительно на одних устоях, и делает стены излишними. Тенденция новой архитектуры заключается в полном уничтожении стены.

Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, при которой здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Эмоциональное и художественное значение такой архитектурной революции понятно. А вот один из ее непосредственных результатов в точных цифровых данных: высота в 18-20 м была предельной для среднего нефа романского храма. В Парижском соборе, самом раннем в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32 м, затем в Реймсском – до 38 и, наконец, в Амьенском – до 42 м. Так готическая вертикаль восторжествовала над романской горизонталью.

К наиболее распространенным наружным декоративным формам принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями на контрформах – фиалы, высокие фронтоны над окнами и дверями – пинакли, вимперги, навершия башенок и пинаклей – крестоцветы, а также бегущие вдоль аркбутанов и по ребрам башенок стилизованные листья – краббы.

Здания, как правило, отличаются двухбашенными фасадами, разделяемыми на три яруса. Они имеют богато украшенные порталы (входы в храм), над которыми располагается большое круглое окно – роза. Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа. Над ярусом аркад располагается невысокая декоративная галерея – трифорий, над которой помещаются очень большие окна, дающие прямой свет главной части собора. Окна, в том чисел и розы, заполняются легким каменным переплетением, в интервалы которого вставляются цветные стекла – витражи. Все отмеченные формы в сочетании с чрезвычайным обилием скульптуры создают впечатление, что готическая церковь оплетена каменным кружевом.

Все это вместе взятое производило впечатление взлета, устремленности к небу. С одной стороны, соборы были величественные, монументальные. С другой – они казались воздушными и легкими. Готические соборы внушали чувство восхищения и подавленности, демонстрировали недосягаемость божества, зависимость человека от его воли; приводили к экзальтации. В отличие от романского, готический собор необозрим. Внутри он украшен каменной резьбой и скульптурами. Стиль готики драматичен, но не мрачен и уныл.

Готический стиль применялся не только в церковной архитектуре. Осознав свою силу, значение и богатство, горожане стремились рядом с собором возвести здание городского совета. Роскошные здания средневековых ратуш сохранились во многих странах Европы. В готическом стиле строились и некоторые здания университетов.