Установление регламентов, норм, инструкций.

Процесс регулирования и его характеристика

Приступая к изучению третьего вопроса, студент должен усвоить, что в процедуре регулирования есть три различимых этапа: отбор стандартов, стабили­зирующих деятельность работников предприятия, выработка адекватных регулирую­щих воздействий на исполнителей и устранение возникших отклонений или проблем.

Организация регулирования должна базироваться на некоторых общих требованиях.

1.Регулирование должно быть одновременно как активным, так и пассивным. Процесс регулирования должен быть пассивным, пока условия работы объектов управления совпадают с нормами и стандартами. В тот момент, когда выяснится, что ожидаемые результаты фактически не могут быть получены, регулирование ста­новится активным и изменяет сложившуюся ситуацию.

2.Процесс регулирования должен исходить из того, что предприятие всегда находится в состоянии динамического равновесия. Человеческие, физические и экономические переменные - как внутренние, так и внешние - находятся в непрерыв­ном движении. Регулирующие воздействия, осуществляемые руководителем, должны учитывать взаимозависимость переменных. Следовательно, регулирующее воздейст­вие может влиять на разные переменные, а не на одну из них.

3.Процесс регулирования должен быть направлен на достижение целей пред­приятия. Регулирующие воздействия как отдельные, так и совокупные, должны быть такими, чтобы в возрастающей степени способствовали достижению целей предприятия.

4.Регулирующее воздействие должно быть объективным. Чтобы соответство­вать этому требованию, регулирующее воздействие должно осуществляться на объек­тивной информации учета и контроля, а также соответствовать ожиданию в вознаг­раждении как руководителя, так и подчиненного.

Соблюдение указанных принципов на каждом из этапов повышает результатив­ность регулирующих воздействий.

Процесс осуществления регулирующего воздействия состоит из целого ряда логически взаимосвязанных этапов и процедур.

Данный этап процесса регулирования демонстрирует, насколько организовано стаби­лизирующее регулирование, а также его связь с функцией планирования (разработка стандартов для контроля и регулирования), организации (регламентация распределе­ния и делегирования полномочий, организация исполнения решений) и контроля (оценка степени отклонения результата от установленного стандарта). Данный этап представ­ляет собой нечеткий процесс прямого воздействия, и наиболее важные его элементы объединены с другими функциями управления. Например, распределение полномо­чий и разработка должностных инструкций не относятся к функции регулирования, однако они в качестве типовых обеспечивают стабилизирующее регулирование. Этот вид регулирования стандартизирует поведение человека, потому что осуществляется до фактического начала работ.

Стабилизирующие регламенты (стандарты, нормы, инструкции) являются не только способом регулирования, но и своеобразной основой для осуществления процесса конт­роля. Именно в процессе контроля происходит сравнение результатов деятельности со стандартами и выявление величины отклонения фактического результата от желаемого.