Установление регламентов, норм, инструкций.
Процесс регулирования и его характеристика
Приступая к изучению третьего вопроса, студент должен усвоить, что в процедуре регулирования есть три различимых этапа: отбор стандартов, стабилизирующих деятельность работников предприятия, выработка адекватных регулирующих воздействий на исполнителей и устранение возникших отклонений или проблем.
Организация регулирования должна базироваться на некоторых общих требованиях.
1.Регулирование должно быть одновременно как активным, так и пассивным. Процесс регулирования должен быть пассивным, пока условия работы объектов управления совпадают с нормами и стандартами. В тот момент, когда выяснится, что ожидаемые результаты фактически не могут быть получены, регулирование становится активным и изменяет сложившуюся ситуацию.
2.Процесс регулирования должен исходить из того, что предприятие всегда находится в состоянии динамического равновесия. Человеческие, физические и экономические переменные - как внутренние, так и внешние - находятся в непрерывном движении. Регулирующие воздействия, осуществляемые руководителем, должны учитывать взаимозависимость переменных. Следовательно, регулирующее воздействие может влиять на разные переменные, а не на одну из них.
3.Процесс регулирования должен быть направлен на достижение целей предприятия. Регулирующие воздействия как отдельные, так и совокупные, должны быть такими, чтобы в возрастающей степени способствовали достижению целей предприятия.
4.Регулирующее воздействие должно быть объективным. Чтобы соответствовать этому требованию, регулирующее воздействие должно осуществляться на объективной информации учета и контроля, а также соответствовать ожиданию в вознаграждении как руководителя, так и подчиненного.
Соблюдение указанных принципов на каждом из этапов повышает результативность регулирующих воздействий.
Процесс осуществления регулирующего воздействия состоит из целого ряда логически взаимосвязанных этапов и процедур.
Данный этап процесса регулирования демонстрирует, насколько организовано стабилизирующее регулирование, а также его связь с функцией планирования (разработка стандартов для контроля и регулирования), организации (регламентация распределения и делегирования полномочий, организация исполнения решений) и контроля (оценка степени отклонения результата от установленного стандарта). Данный этап представляет собой нечеткий процесс прямого воздействия, и наиболее важные его элементы объединены с другими функциями управления. Например, распределение полномочий и разработка должностных инструкций не относятся к функции регулирования, однако они в качестве типовых обеспечивают стабилизирующее регулирование. Этот вид регулирования стандартизирует поведение человека, потому что осуществляется до фактического начала работ.
Стабилизирующие регламенты (стандарты, нормы, инструкции) являются не только способом регулирования, но и своеобразной основой для осуществления процесса контроля. Именно в процессе контроля происходит сравнение результатов деятельности со стандартами и выявление величины отклонения фактического результата от желаемого.