SWOT - анализ

S - сильные стороны W – слабые стороны
1. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий базовое образование. 1. Отсутствие докторов PhD.
2. Внедрение результатов научно-исследовательской работы ППС кафедры в учебный процесс в рамках элективных курсов, дипломных работ, учебных пособий, научных статей, учебно-методических комплексов.  
3.Стабильная работа по организации лекций зарубежных преподавателей в полиязычных группах: профессор факультета географии университета Минхо (Португалия), доктор PhD Жоао Сарменто по курсам «Культурные ландшафты»; профессор университета Сент-Иштван (Венгрия), доктор PhD Дэвид Лорант по курсам «Экологический туризм»; «Антропогенной геоморфология».  
4. Академическая мобильность ППС кафедры по программам зарубежных стажировок: доцент Акпамбетова К.М. – МГУ, Россия; старший преподаватель Жомартова Г.Ж. – университет Бабеш-Боляй (Румыния, 2012), университет Лилля (Франция, 2013). Магистры Аманжол А.И., Кульмагамбетова А.О. и Жангожина Г.М. Карлов Университет (Чехия, 2012 г).  
5. Создание условий для личностного развития преподавателей, способствующих социальной поддержке.  
О - меры по устранению слабых сторон Т - возможные риски в случае неустранения слабых сторон
1. Проведение работы по дальнейшему повышению остепененности кафедры в рамках программы PhD. 1. Снижение обеспечения кадрового потенциала кафедры высококвалифицированными специалистами нового поколения – магистрами наук.

Стандарт 6. Материально-техническая база и информационные ресурсы

В настоящее время образовательная деятельность программы осуществляется в условиях развитой материально-технической и социальной базы, структура которой обусловлена содержанием государственного общеобязательного стандарта образования, требованиями служб государственного надзора, принципами государственной социальной политики.

В учебном процессе специальности 5В060900 (050116) – География используются 8 специализированных аудиторий. В соответствии с ГОСО специальности в специализированных кабинетах изучаются следующие дисциплины: Информатика, Геоинформатика, Геоинформационные системы, Иностранный, казахский, русский языки, Физическая география материков и океанов, Общее землеведение, Геология, Топография с основами геодезии, Метеорология и климатология, Гидрология, Физическая география Казахстана, Геоморфология, Экономическая и социальная география Казахстана, Введение в экономическую, социальную и политическую географию, Естествознание, География населения, Экономическая, социальная и политическая география мира, Методика преподавания географии, Геоэкология. Для изучения данных дисциплин факультет располагает следующими видами лабораторного оборудования, применяемого при различных видах геоэкологических, биогеографических, геологических, геоботаническх исследованиях: микроскопы Биолам (30шт.), фотоэлектрокалориметр КФК-2; иономер ЭВ-74; центрифуга ОПН-8; весы аналитические ВЛР-200; стереоскоп (4 шт.); теодолиты (2 шт.); метеорологические приборы (термометр; гигрограф; гелиограф; термограф; барограф и др.); нивелиры, бинокли (5 шт.); портативный шумомер ИПР -1; приборы для дешифрирования аэрофотоснимков; светостол; топокарты; топографические инструменты; шагомер Жандаева; лабораторные весы; магнитные мешалки; GPS «E-Trex Vista»; 4 бинокулярных микроскопа и лабораторный компьютеризированный видеокомплекс на базе проекционного тринокулярного микроскопа фирмы «BinaLogic»; оборудование для учебных, учебно-полевых практик и различные реактивы. Пополняется картографический фонд, используются технические средства обучения, информационные средства (компьютерная обеспеченность), приобретенные университетом. Приобретено современное учебное оборудование и приборы, в числе которого - теллурий, тематические видеоматериалы, коллекции горных пород и минералов, обучающие и учебно-тематические диски.

С апреля 2012 года на базе биолого-географического факультета приказом ректора открыт Исследовательский парк биотехнологии и экомониторинга. Приобретено учебно-исследовательское оборудование, лабораторная мебель на общую сумму более 17 млн. тенге. Исследовательский парк биотехнологии и экомониторинга располагает следующим учебно-исследовательским оборудованием: бокс для ПЦР-анализа, БАВ-ПЦР «Ламинар-С», климатическая испытательная камера серия KBF 115 BINDER, шейкер-инкубатор Certomat IS, стерилизатор паровой (автоклав) ВК-75-01, микроскоп бинокулярный MC 50 (2 шт.), центрифуга СМ-6М, дозатор одноканальный переменного объема (4 шт.), бидистиллятор электрический Cyclon-044, весы аналитические Ohaus PA 114, аквадистиллятор электрический АЭ-10 МО, облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный ОРУБ-01 «Дезар-5» (2 шт.), термостат электрический суховоздушный ТС-1/80, комплекс вольтамперометрический СТА, комплекс пробоподготовки «Темос–экспресс», муфельная печь марки СНОЛ 8,2/1100, весы ЛВ-210, центрифуга Minispin на 12 пробирок и др.

Изучение дисциплин «Геоинформатика», «Геоинформационные системы» сопровождается использованием компьютерных классов, оснащенных современным программным продуктом для выполнения задач, связанных с созданием геоинформационных систем. В 2012 году приобретен пакет программ ArcGIS «ArcInfo Lab Pak» компании «ESRI» (США).

Развитие материальной базы (таблица 8) и внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из стратегических направлений деятельности университета, цели, задачи, индикаторы, ожидаемые результаты которых обозначены в Стратегическом плане развития университета на 2013-2015 годы, направления «Инновационная деятельность в области науки и информационных технологий» и «Ресурсное развитие и материально-техническое обеспечение». Так, в последние годы материально-техническая база университета значительно модернизирована за счет обновления компьютерного парка, лабораторного оборудования, учебной и офисной мебели, приобретения мультимедийного и типографского оборудования, увеличения пунктов питания и медицинского обслуживания, реставрации фасадов зданий, текущего и капитального ремонта учебных корпусов и общежитий.

Таблица 8

Развитие материально-технической и информационной обеспеченности для выполнения образовательной деятельности

по специальности

Мероприятия 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Оборудование и оснащение специализированных кабинетов современной компьютерной и мультимедийной техникой (кол-во)
Закупка учебного оборудования (млн. тенге) 1,3 1,5 2,1 2,4 2,5
Финансовое обеспечение учебно-полевых и выездных практик (тенге)
Пополнение библиотечного фонда (экз.)
Пополнение электронных ресурсов (в %), из них УМК -100 %

 

Как видно из таблицы 8, проводится постоянная планомерная работа по укреплению материально-технического обеспечения специальности. Уменьшение финансового обеспечения учебно-полевых и выездных практик в текущем учебном году связано с уменьшением контингента обучающихся и уменьшением сроков проведения выездных практик на 1 неделю на 2-м курсе обучения.

Ежегодно проводится работа по расширению парка учебного оборудования, в том числе:

- открыт зал электронных ресурсов на 30 посадочных мест (на сумму 4 млн. 107 тыс. тенге);

- обновлено оборудование лингафонного кабинета (на сумму 3 млн. 498 тыс. тенге);

- проведена модернизация учебного оборудования компьютерного класса (на сумму 1 млн. 621 тыс. тенге);

- установлен информационный терминал в холле 1 этажа (на сумму 1 млн. тенге);

- во всех поточных аудиториях корпуса установлено мультимедийное оборудование (на сумму 1 млн. 472 тыс. тенге);

- все кафедры факультета оснащены мультимедийными проекторами (на сумму 580 тыс. тенге);

- запущена зона беспроводного интернета (Wi-Fi);

- все структурные подразделения факультета подключены к внутренней сети университета;

- ежегодно обновляется картографический фонд и пополняется фонд электронных ресурсов.

В текущем 2013-2014 учебном году выделено на приобретение оборудования для специализированного кабинета географии 1,3 млн. тенге.

В университете сформирована единая система информационного и библиотечного обслуживания, благодаря которой обеспечивается поддержка студентов и преподавателей, академическая доступность информационных ресурсов, библиотечных фондов, специализированных кабинетов. В процессе обучения студентам оказывается технологическая поддержка через проведение в виртуальном режиме лекций, консультаций, тестирования; через предоставление электронных учебников, мультимедийных презентаций, обучающих программ; через компьютерное тестирование в рамках рубежной и итоговой аттестации; через доступ посредством логин-паролей к электронному журналу успеваемости; через Залы электронных ресурсов. Благодаря этому достигается оптимизация учебного процесса в условиях кредитной технологии и эффективность реализации дистанционной технологии обучения в рамках программы.

Технологическая поддержка преподавателей осуществляется через предоставление компьютерной техники, учебных аудиторий с мультимедийным оборудованием, специализированных кабинетов; через оказание технической помощи в оформлении курсовых кейсов, электронных учебников, тестовых заданий, издании методической и научной литературы, электронных журналов педагогической нагрузки, создание электронного портфолио. Все кафедры имеют доступ к электронному университету, автоматизированной программе «АРМ-мониторинг ППС», поисковой системе Научной библиотеки; преподаватели имеют возможность обратиться в Офис регистратора для технического оформления курсовых кейсов, в Инновационно-технологический центр – для мультимедийного оформления электронных учебников. Студенты и преподаватели пользуются электронным билетом Научной библиотеки, в которой введена система электронного обслуживания. Помимо этого, студенты имеют доступ через сайт университета к образовательному порталу, где размещены методические материалы по дисциплинам и электронному журналу успеваемости, в котором отражены результаты рубежного контроля и академический рейтинг; расписанию учебных занятий и графику консультаций; программе пробного тестирования, позволяющей осуществить самооценку знаний по учебным дисциплинам; 8 полнотекстовым подписным базам данных.

Книжный фонд научной библиотеки по дисциплинам программы «География» составил 34 526 единиц. Книжный фонд на 1 одного студента составляет 283 учебника, что соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым при лицензировании образовательной деятельности, п. 7 пп. 6. Приобретение литературы осуществляется в соответствии с заявками кафедр. За отчётный период книжный фонд университета пополнился более 2 000 книг по педагогическим программам, включая аккредитуемую программу. Ежегодно научная библиотека университета осуществляет подписку на отечественные и зарубежные периодические издания. В настоящее время выписывается 100 наименований газет и журналов по педагогическим и географическим наукам, например, «Педагогика ғылымдар Академиясының хабаршысы», «Білім хабаршысы», «Педагогика», «Виртуальное и дистанционное образование», «Қазақстан Республикасының Президенті мен Қазақстан Республикасы үкіметінің актілер жинағы», «Страна и мир», «Турист», «Білім технологиялары», «Білім әлемінде. В мире образования», «Экологический курьер INT», «География в школах и вузах Казахстана», «География және табиғат», «Вестник Академии педагогических наук Казахстана», «Водные ресурсы и водопользование», «Вестник образования», «Ғылым», «География, биология, экология орта мектепте», «Қазақстан мектебі», «Информатика негіздері», «Комплект «Мұғалім.kz», «Қазақстанның жер ресурстары-Земельные ресурсы Казахстана», «Қазақстан патриоты», «Экология и жизнь», «Метрология», «География в школе (изд. РФ)», «Мектептегі психология. Психология в школе», «Мировая экономика и международные отношения», «Наука и образование Казахстана (Образование и наука Казахстана)», «Научный мир Казахстана. Қазақстанның ғылыми әлемі», «Педагогика және психология», «Самопознание.kz», «Современное образование», «Ұлағат», «Ұстаз шығармашылығы. Творчество педагога», «География в школе», «Известия НАН РК: серия геологическая», «Вестник КазНУ. Серия география», «Вопросы образования», «Вопросы психологии», «География и природные ресурсы», «Наука и жизнь», «Образовательные технологии», «Каспийский регион: политика, экономика, культура», «География и экология в школе XXI века», «Геодезия и картография», «Геоморфология», «Класс TIME» и др.

Наряду с книжным фондом и фондом периодики в университете функционирует электронная библиотека, в состав которой входят электронные учебники, электронные копии лекций профессорско-преподавательского состава, учебно-методические комплексы по всем дисциплинам обязательного и элективного курсов программ, электронные учебные презентации и обучающие программы, электронные копии учебников и монографий, электронные варианты словарей, справочников, статей из научных периодических изданий, сборники материалов научно-практических конференций. Электронная библиотека доступна во всех учебных корпусах по корпоративной сети и через интернет в авторизованном режиме. Преподаватели и обучающиеся имеют возможность использовать различные подписные отечественные и зарубежные базы данных, в числе которых «Единая электронная библиотека», «Республиканская межвузовская электронная библиотека», «Заң», «Параграф», «Электронная библиотека диссертаций РГБ», Science, Elsevier, Springer, Thomson Reuters. Университет обеспечивает бесплатный доступ преподавателей и студентов к Интернету и Wi-Fi на территории всего университета. Все кафедры, структурные подразделения, Залы электронных ресурсов, общежития подключены к Интернет-сети. В целом ресурсы научной библиотеки и информационно-коммуникационные технологии, применяемые в университете, создают необходимые условия для самостоятельной учебной и исследовательской работы студентов и преподавателей.

Помимо этого в процессе освоения образовательной программы студентам предоставляются информационно-справочные материалы, которые позволяют получить целостное представление о правилах внутреннего распорядка, принципах академического регулирования, формате образовательных программ, траектории изучения учебных дисциплин, академическом календаре. Информационно-справочные материалы включают справочник-путеводитель, учебно-методические комплексы дисциплин, Каталоги элективных курсов, ресурсы сайта университета, информационных терминалов, расположенных в учебных корпусах. Наряду с этим студенты имеют возможность использовать справочно-библиографический аппарат научной библиотеки, который включает в себя традиционные (карточные) и электронные каталоги. Для ведения электронного каталога университета, история которого насчитывает 15 лет, используется интегрированная библиотечно-информационная система «ИРБИС», которая отражает информационные ресурсы университета. Электронный каталог соответствует современным требованиям поиска и получения информации в режиме оn-line через web-сайт библиотеки www.library.ksu.kz. Электронный каталог, включающий более 400 тысяч записей, позволяет получить полнотекстовую информацию университетских и внешних банков данных, например, портала е-library РУНЭБ. Студентам оказывается консультативная помощь в поиске информации, подборе книг по темам курсовых и дипломных работ, ведется разъяснительная работа по использованию различных источников информации и электронного каталога. Все информационно-справочные, методические, учебные материалы доступны студентам. Например, в абонементах библиотеки студенты могут получить во временное пользование учебную литературу.

Образовательная программа реализуется с применением информационно-коммуникационных технологий, сопровождающих дистанционное обучение. В связи с этим в учебном процессе активно используются электронные учебники, мультимедийные презентации, курсовые кейсы, электронные лекции, обучающие программы, программы тестирования, программы формирования индивидуальной траектории обучения и расписания. Компьютерные программы, используемые при дистанционном обучении, позволяют осуществлять оперативный обмен информацией, проведение виртуальных занятий, on-line тестирования. Преподавателями университета активно используются информационные технологии обучения, о чём свидетельствуют высокие показатели обеспеченности дисциплин электронными разработками, мультимедийным оборудованием.

В университете функционирует единая корпоративная информационная сеть «Электронный университет»(www.e.ksu.kz),которая включает такие модули, как «Система электронного университета», «Учебные планы», «Составление расписания занятий», «Расчёт и распределение педагогической нагрузки», «Студенческий отдел», «Кредитная технология», «Банк профессиональных достижений ППС», «Электронный журнал выполнения педагогической нагрузки», «Электронный журнал посещения занятий», «Электронный индивидуальный журнал». Например, модуль «Учебный план» позволяет сформировать рабочие учебные планы образовательных программ, закрепить дисциплины за кафедрами; модуль «Расчёт и распределение педагогической нагрузки» позволяет осуществить расчёт годовой нагрузки преподавателей всех кафедр на основании сформированных рабочих учебных планов с учётом утверждённых норм расчёта учебной нагрузки; модуль «Составление расписания занятий» позволяет составить расписание учебных занятий с учётом занятости аудиторного фонда, контингента обучающихся, сформированной педагогической нагрузки преподавателей; модуль «Студенческий отдел» позволяет сформировать базу студенческого контингента в разрезе анкетных данных, образовательных программ, форм и языков обучения; модуль «Кредитная технология» позволяет формировать индивидуальные планы обучающихся, вести учёт успеваемости, составлять транскрипт; модуль «Банк профессиональных достижений ППС» позволяет формировать академические рейтинги преподавателей с учётом результатов учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работы; модуль «Электронный журнал выполнения педагогической нагрузки» позволяет вести в электронном режиме учёт выполнения индивидуальной учебной нагрузки; модуль «Электронный журнал посещения занятий» позволяет вести учёт посещения студентами занятий и фиксировать баллы текущей успеваемости.

Университет имеет официальный Web-сайт (www.ksu.kz) на казахском, русском, английском языках с современной навигацией, которая включает информацию об истории университета, миссию, Стратегический план развития университета, Политику в области качества, Кодекс этических норм, информацию о коллегиальных органах, структурных подразделениях и факультетах, преподавателях, университетских конкурсах, международных проектах, программах академической мобильности, порталах. На сайте имеются разделы «Абитуриент», «Студент», «Выпускник», «Работодатель», «Диссертационный совет», «Госзакупки». На сайте размещена оперативная информация в виде новостей, ссылок на другие Web-ресурсы, включая сайты государственных органов, партнеров университета, информационные порталы и т.п. Сайт представляет КарГУ им. Е.А. Букетова в глобальной сети Интернет, содействует формированию имиджа университета, обеспечивает информационную среду для абитуриентов, обучающихся, работодателей, выпускников, работников университета, обеспечение открытость и доступность информации для общественности. В рамках сайта функционирует социальная сеть «Студенческий Мир – Универ» (student.ksu.kz), которая обеспечивает общение обучающихся в Интернет-пространстве. На протяжении последних лет сайт университета занимает лидирующие позиции среди сайтов вузов Казахстана в мировом рейтинге лучших сайтов ведущих университетов мира Webometrics.

Обслуживание материально-технической базы, создание и поддержание информационных ресурсов университета осуществляют подготовленный учебно-вспомогательный и административный персонал, который закреплён за кафедрами, научной библиотекой, специализированными кабинетами, компьютерными классами, структурными подразделениями. В число сотрудников, обслуживающих компьютерную технику и компьютерные программы, входят лаборанты кафедр, инженеры, программисты, системотехники, библиотекари, специалисты отделов. В университете функционирует Центр информационных и телекоммуникационных технологий, в задачи которого входит обновлять, поддерживать в рабочем состоянии компьютерный парк, оргтехнику, разрабатывать программное сопровождение, оказывать техническую поддержку факультетам и подразделениям.