Ордерное оформление иконостасов (история формирования с раннехристианской эпохи, символика, формальные особенности). 3 страница

66. Творчество К. Брюллова.

Творчество Брюллова- Учился в Ак худ (1809–1821), в частности у А.И.Иванова. работал в Италии, выехав туда как «пенсионер» Ит-кие картины Б. проникнуты чувственной негой (Ит-ий полдень, 1827, Русский музей, Петербург; Вирсавия, 1832, Третьяковскаягалерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты (Всадница (Дж. и А.Паччини), 1832, Трет-ая галерея). Стремясь к большим ист-им темам, начинает в 1830 работу над Последним днем Помпеи (побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия). Многофигурное трагическое полотно становится в ряд

характерных для романтизма (в том числе для творчества Т.Жерико, У.Тёрнера, Дж.Мартина) «картин-катастроф». Посетив по пути Грецию и Турцию, он создает целый эпической цельности своего итальянского шедевра. Важную сферу его творчества отныне составляют монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и

драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора, 1843–1848)Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (типа Графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью А.Паччини, ок. 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны,психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, ок. 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).

67. «Последний день Помпеи».

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпея (вернее Помпеи) — старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, — 24 августа 79 года нашей эры в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Две тысячи жителей (которых всего было около 30 000) погибли на улицах грода во время панического бегства.Более полутора тысяч лет город оставался погребенным под землей и забытым. Лишь в конце XVI века при производстве земляных работ было случайно обнаружено место, где некогда находилось погибшее римское поселение. С 1748 года начались археологические раскопки, особенно оживившиеся в первых десятилетиях XIX века. Они вызывали повышенный интерес в художественных кругах не только Италии, но и всего мира. Каждое новое открытие становилось сенсацией среди художников и археологов, а трагическая тема гибели Помпеи тогда же была использована в литературе, живописи и музыке. В 1829 году появилась опера итальянского композитора Паччини, в 1834 году — исторический роман английского писателя Бульверлиттона "Последние дни Помпеи". Брюллов раньше других обратился к этой теме: этюдные наброски его будущей картины относятся к 1827—1828 годам.

 

68. Цвет и свет в пейзажах А. А. Иванова.

Иванов-один из типичный исторических живописцев. Картина-Подвиг молодого киявлянена при осаде Киева печенегами в 968г.Все время время жил в Италии, но перед смертью приехал в Петербург и привез картину-*Явление Христа Народу*.В пейзажах Иванова воссоздается не мгновенное, быстротечное, а вечное в природе. Не случайно объектами изображения являются преимущественно старые деревья, горы, поверхность почвы, камни, иссеченные водой и ветром, – («Аппиева дорога», 1845; «Вода и камни под Палаццуоло», «Дерево в тени у Кастель-Гандольеро», нач. 1850). море и светозарный воздушный океан олицетворяют первостихии природы, неподвластные времени и тлению («Неаполитанский залив у Кастелламаре», 1846). В пейзажах Иванов добивается световоздушной наполненности, владея всеми секретами пленэрного письма и живописи цветом. На рубеже 1840 и 1850 гг. возникает цикл «пейзажей с мальчиками». создает в них образ мифологического «детства человечества».В последнее десятилетие жизни Иванов работал над большой серией рисунков и акварелей, именуемых «библейскими эскизами» (они были задуманы как эскизы для неосуществленных фресок).В XIX в. Иванов отстаивает идею синтеза искусств, идею всеобъемлющего искусства, он хотел видеть энциклопедию духовных исканий и вечных вопросов человечества к самому себе и смыслу истории. Человек и окружающая природа должны были войти в картину со всей могучей выразительностью объемной формы и глубиной, присущей пространству. Иванов понял возможность средствами живописи связать воедино пространство и форму. В окончательном варианте пейзаж уже не ограничивается только деревьями, а включает огромное пространство, замыкающееся цепью гор. одножия их окутаны туманом, подымающимся над долиной, покрытой виноградником. В связи с решением пейзажных задач перед художником возникла проблема колорита и еще позднее — освещения. Неувядаемо новое впечатление производят такие пейзажи Иванова, как «Ветка» (Третьяковская галерея), где все построено на ощущении глубокого контраста освещенной листвы, бесконечно богатой и по своей форме и цвету, с густой и прозрачной синевой небесного свода. Внизу расстилается берег, полускрытый голубым туманом. Так, в 1845 году он написал знаменитую «Аппиеву дорогу» — подлинный исторический пейзаж Краски его глубоки и цветосильны, как прозрачные драгоценные камни. в пейзаже Иванов создает новую эру. Он решительно вступил на дорогу пленэра. В живописи природа предстала не через миф, а как реальность. В ней есть то «равнодушие» и немеркнущее «вечное сияние», какое видел в ней Пушкин и которое впервые познал умом художника Леонардо да Винчи. В этом, заключается новое слово, сказанное Ивановым в области пейзажа. К 1845 году относятся эскизы стенописи «Воскресение Христово», для храма Христа Спасителя. Они знаменуют наступление нового этапа творчества художника. В работе над ними Иванов впервые соприкоснулся с византийскими мозаиками и, что особенно интересно, с древнерусской иконописью.

69. Работа А.А. Иванова над картиной «Явление Христа народу».художник вновь целиком отдался разработке основного замысла. Работа над «Явлением Христа народу» (Третьяковская галерея) заняла большую часть жизни Иванова. Сохранившиеся многочисленные материалы (эскизы, этюды, рисунки) и обширная переписка художника позволяют восстановить главные этапы этого огромного труда. Первые эскизы относятся к 1833 году, следовательно, сделаны еще до первого путешествия по Италии. Работа художника над «Явлением Христа Марии Магдалине» едва ли прерывала его занятия композицией большой картины. Во всяком случае, в 1837 году эта композиция была уже настолько разработана, что художник смог перенести ее на большой холст, а в следующем году оттушевал и прописал тердесьеной. Дальнейшая работа шла в двух направлениях: во-первых, в предельной конкретизации характеров действующих лиц и, во-вторых, в изучении пейзажа по отдельным темам, обусловленным композицией картины (первопланное дерево, земля, камни, вода, деревья дальних планов и горы). Возможно, что всей этой работе предшествовали поиски общего тона картины, для решения которого Иванов написал в Венеции, в непосредственной близости к великим венецианским колористам, небольшой эскиз («Эскиз в венецианских тонах», 1839, Третьяковская галерея), который во многом предопределил колорит «Явления Христа народу».

70. Библейские эскизы А.А. Иванова.«Явление Христа народу»,»Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»,»Явление Мессии»»Голова Иоанна Крестителя»,»Сон Иосифа»,»Моление о чаще»,»Захария перед ангелом».Иванов является гением синтеза,привержанным идее универсального искусства,истолкованного как энциклопедия духовных исканий,коллизий и ступеней роста историч самопознания человека и человечества.Создал библейские эскизы и обращение к образу Мессии.Библейские эскизы предоставляют нам новые возможности техники,ее пластического и линейного ритма акварельного пятна.Необычная творческая свобода в трактовке самих сюжетов,Иванов-философ,монументалист.

У Иванова принцип этического романтизма,те. романтизма гл акцент перенесен с эст начала на нравств.Страсна вера художника в нравственное преообраз людей в совершенст человека,ищущего свободы и правды.Композиция основана на классичес симметр размещении гл фигуры по центру,барельефное расположение всей группы в целом.Но так же передал динамичность построения и глубиность пространства.

71. Творчество П.А. Федотова.

Федотов- жанровая живопись.1815-1852.Начал с бытовых рисунков и карикатур,как бытовой писатель-сатирик.Бытовая живопись от образа карикатурного до образа трагического.от перегружености в деталях до предельной локаничности.Меняется от цвета,звучащего в пол силы,через чистые,яркие,интенсивные,насыщеные краски,до изысканной цветовой гаммы,рассеяной и растворающейся и до цельности единого тона.Это был путь от простого бытописательства к претворение,сдержанных образов важнейших проблем русской жизни,сила живописи Федотова не только в глубине проблем, в занимательнсо сюжета,но и в потрясающем мастерстве исполнения.Федотов с восторгом выписывает каждую вещь предметного мира,поэтизирует ее,но не заслоняет горечь происходящего.

Произведения: серия «о фидельки»,»игроки»,»вдовушка»,»завтрак аристократа»,»сватавство Майор»,»Анкор,еще Анкор».

72. Творчество Г, Семирадского (академизм и импрессионистический реализм античности).

Семирадский Генрих Ипполитович (1843 — 1902) — выдающийся художник позднего академического направления. В 1864 — 1870 г.г. учился в Петербургской Академии художеств. В своем творчестве Семирадский отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам («Танец среди мечей», «Фрина на празднике Посейдона», «Христос и грешница»). Вершина творчества Семирадского — его монументальное полотно «Погребение знатного русса» (1892 г.). Эта картина была создана на основе сохранившегося описания процесса кремации знатного воина в дохристианской Руси, которое оставил арабский писатель и путешественник 10-го века Ибн-Фадлан, лично присутствовавший на похоронах знатного русса. Сложнейшая многофигурная композиция, этнографически точное воспроизведение деталей, особая стереоскопичность пространства превращают это произведение в окно, распахнутое в навсегда ушедший мир языческой Руси. Последовательный сторонник академизма, Семирадский подвергался резкой критике со стороны «реалистов» за свою твердую приверженность темам далекого прошлого. В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины признаны «идеологически чуждыми». Тенденциозность подобных обвинений очевидна. Высочайший профессионализм, неподражаемая свободная композиция, уникальный колорит, свободное владение эффектами солнечного освящения ставят имя Г. И. Семирадского в один ряд с признанными корифеями русской живописи. Семирадский - мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался, чуть ли не новатором.

73. Товарищество передвижных художественных выставок. Основные эстетические принципы передвижников, влияние литературы и бытового жанра.Принадлежал к товариществу передвижников.(«Хождение в народ»- тк. выставки проходили не только в мск и петерб,но и в провинции.У передвижников была четкаяя программа – отражать жизнь со всеми ее острыми соц проблемами. Искусство- выражение революционно-демокр идей в отеч худ культ второ пол 19вв.Соц напрвленность и высокая гражд-ость идей.

74. Творчество Н.Н. Ге.2пол19в.Принадлежал к товариществу передвижников.(«Хождение в народ»- тк. выставки проходили не только в мск и петерб. «Закат на море Ливорно», «Распятие»,»Тайная Вечеря»,» Суд царя Соломона»,»Петр 1 допрашивает Царевича Алексея Петров в Петергофе»,» Портрет Л. Н. Толстого»

Много занимался портретописью.Портреты эмоциональны,драматичны,

у него мощная пластическая лепка объемов,цветовая гармония свидетельствует о нерастраченых силах художника,художник стремится к передаче предельной конкретности обстановки.Произведения пронизаны нравственно-религиозной идеи,переустройство мира.Своеобразно решает

задачи цвета,света,фактуры. Он смело нарушает академич каноны часто использует резкие световые и цветовые контрасты,пишет эмоциаональ,экспрессивно.он обращается к Христианским сюжетам,чтоб с их помощью поставить этические,нравственыые проблемы.Тяготеет к романтическому искусству.

75. Пейзаж в творчестве передвижников (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, В. Поленов, И.Левитан).

Занимались на пленере.Пейзаж занимал одну из основных тем их творчества,при этом каждый по разному передавал естественность.

Куинджи – придавал пейзажу некую театральность,придуманность,романтический характер,нереалистичность, засчет световых эфектов,контрастов цвета.Оставил после себя целую школу.

Левитан - Его пейзаж лиричен,даже Элегичен.Он и ликующий,и грустный,меланхолчный.Он филосовствует обренности всего земного.О краткости земного существования. Он средствами пейзажной живописи выразил свои гражданские чувства.Его живописные искания подводят русскую живопись к импрессионизму.

Шишкин – его пейзажи – природа богатырского народа,он создавал впечатления могущества,величия,силы русской природы.

Саврасов – пейзаж лирический,камерный и интимный.Построен на тончайших оттенках настроения и на нежнейшей нюансеровке цвета.

Поленов – В каждой картине бытового и исторического жанра,огромную роль придает пейзажу.Живопись пейзажную развивает на пути пленера.У него тончайшая воздушность планерной живописи.

Васильев- Тема деревенского пейзажа в это время сильно занимала Васильева. Повседневное, обыденное на его картинах не становится будничным, но предстает как поэтически воспринятое и пережитое. В этих пейзажах фигурки людей составляют единое целое с миром природы, где так естественно протекает их ежедневная жизнь. Эта и многие другие картины отвечают эстетическим потребностям его времени. Поэтическое сопереживание и романтическая взволнованность захватывают всякого, кто соприкасался с такими простыми невыдуманными пейзажами молодого живописца.

76. Тема времени в пейзажах Ф. Васильева.

Произведения: «после дождя»,»оттепель»,»мокрый луг»,» Заброшенная мельница».

Тема деревенского пейзажа в это время сильно занимала Васильева. Повседневное, обыденное на его картинах не становится будничным, но предстает как поэтически воспринятое и пережитое. В этих пейзажах фигурки людей составляют единое целое с миром природы, где так естественно протекает их ежедневная жизнь. Эта и многие другие картины отвечают эстетическим потребностям его времени. Поэтическое сопереживание и романтическая взволнованность захватывают всякого, кто соприкасался с такими простыми невыдуманными пейзажами молодого живописца.

77. Творчество И. Левитана.

Из покеоления старших передвижников.Вождь этого поколения 60 годов 19 века-Крамской.Для него была характерна несокрушимая вера,прежде всего воспитательная сила искусства, призванного формировать гражданственные иделаы личности и нравствено ее совершеннсвтоевать.

Оригинальный огромный самобытный талант.Произведения:

»Осений день», Вечер на Волге Березовая роща, У омута, Март, Весна — большая вода.Писал не только под впечатлением от натуры,но и под влиянием народных песен,и исторических сведений.Он средствами пейзажной живописи выразил свои гражданские чувства.Его живописные искания подводят русскую живопись к импрессионизму.Его пейзаж лиричен,даже Элегичен.Он и ликующий,и грустный,меланхолчный.Он филосовствует обренности всего земного.О краткости земного существования.Левитан принадлежит к Абрамцевскому кружку(соединила мечта о новом искусстве,использующем народные традиции.)Левитан,по сути,завершил искание передвижников в пейзаже.

78. Творчество В. Поленова.

Из покеоления старших передвижников.Вождь этого поколения 60 годов 19 века-Крамской.Он много занимался историческим и бытовым жанрами.Картины «христос и грешница»,»московский дворик»,Золотая осень, «Бабушкин сад»

Он принадлежит к Абрамцевскому кружку.Настоящий реформат русской живописи. Развивал ее на пути пленера.Этюд писал как самостоятельное художественное произ. что повлияло последующео времени.Абрамцевский кружок соединила мечта о новом искусстве,использующем народные традиции.