ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИЯ

Я часть

 

Задачи:

1. Изучить технические действия пятой группы стоя;

2. Совершенствование вариантов приемов лежа в соединении со способствующими действиями лежа;

3. Изучить способствующие действия 5 и 7 разделов;

4. Сдать норматив на «Коричневый пояс».

Материал:

1. Изучить приемы пятой группы — подсады;

2. Совершенствовать действия лежа в соединении их со способствующими действиями освоенные в предыдущей части программы;

3. Изучить способствующие действия в комбинировании приемов;

4. Заложить основы тактической подготовки. Пройти раздел способствующих действий связанных с тактикой. Давать тактические задания на РАНДОРИ.

Рекомендации:

1. В тренировку включаются вольные схватки на результат с обязательной борьбой за захват;

2. В тренировках широко используются УТИК.ОМИ и РАНДОРИ с различными заданиями;

3. Сдавшим материал восьмой части программы присваивается «Коричневый пояс»;

4. На этом этапе делаются первые наметки на создание индивидуальной технической схемы борца, которая будет состоять с наиболее часто получающихся приемов в РАНДОРИ и схватках с обоюдным сопротивлением;

5. Участие в соревнованиях зависит от степени овладения техникой и индивидуальных особенностей ученика;

6. Все рекомендации предыдущих частей имеют силу на всех этапах подготовки.

На этом исчерпывается объем начальной технической подготовки. Последовательно проходя материал по частям регулярно шлифуется материал 1—3 разделов, что улучшает способность усваивать новый материал. За пять лет начальной подготовки материал 4—8 частей должен пройти по спирали несколько витков, с каждым витком увеличивается время прохождения и объем усложняющихся действий.

Необходимо помнить о том, что данная программа (особенно ее содержание) составлена как вариант, как пример и может быть творчески переработана тренером в процессе своей практической деятельности. Даже если пользоваться приведенным выше вариантом, то тренеру все равно необходимо расписывать программу более подробно, накладывая ее содержание на определенные режимы работы и отдыха, чередуя различные формы тренировок по своей направленности, с целью параллельного развития физических качеств своих учеников.

Необходимо помнить и то, что качество освоения техникой во многом зависит от формы организации процесса обучения.

 

 

 

После набора занимающихся 8-ми и 12-летнего возраста тренер объявляет время и дни их тренировочных занятий (желательно, чтобы занимающиеся имели возможность тренироваться под руководством тренера ежедневно по два часа), рассказывает о дзюдо, раскрывая, какой длительный путь тренировок проходит дзюдоист высокого класса к вершине своего технического совершенства. На начальном этапе обучения, если занимающиеся тренируются через день, от занятия к занятию происходит частичное забывание изученного материала и приходится тратить много времени, чтобы его восстановить.

На первых занятиях желательно провести перед новичками показательные выступления по спортивному и боевому разделу дзюдо. Это усилит мотивацию на начальном этапе. Далее тренер предлагает форму организации их дальнейшей тренировочной деятельности. Она заключается в том, что все обучение состоит из частей программ, которые последовательно необходимо освоить. На освоение каждой части отводится определенное время, по истечении которого занимающиеся сдают экзамен по всему ее разделу. Время освоения материала для различного контингента занимающихся определяется индивидуально. В дальнейшем все будет зависеть от способности занимающихся осваивать учебный материал. Из сдавших экзамен в различных группах формируется группа для изучения последующего материала.

На занятии занимающиеся записывают себе в дневник весь объем необходимой части программы. Тренер проводит обучение последовательно каждому из разделов в соответствии с методикой обучения, осуществляет страховку, дает подводящие упражнения, проводит показ и т. д.

Занимающиеся, освоившие определенный элемент, отмечают их у себя в дневниках. Те, кому освоение дается с трудом, но они очень желают, будут уделять время для освоения необходимого материала вне тренировочного занятия (в школе, дома, во время утренней зарядки и т. д.). Такая форма дачи материала на начальном этапе воспитывает сознательное отношение к занятиям, способствует качественному овладению учебным материалом, более качественному отбору. Программа позволяет рассчитывать время освоения материала по частям и сроки проведения экзаменов На экзаменах определяется степень овладения учебным материалом выставляется оценка за каждый элемент отдельно (критерий оценки может быть определен в каждой школе свой). Освоившие весь необходимый объем переводятся в другие группы для освоения последующей части программы, где форма организации обучения остается прежней. Не освоившие остаются на второй или третий срок обучения.

Преимущества такой организации очевидны. Во-первых, появляется возможность оценить качество работы тренера, его способность обучать. В связи с этим тренеры имеют возможность работать только на определенной программе (в меру своих возможностей), что может быть использовано в бригадном методе работы.

В группы с первой частью программы можно делать набор в любое время, как и осуществлять перевод из группы в группу по мере освоения материала. Лучшие ученики будут осваивать материал быстро, а значит переходить в следующий «класс», отстающие будут заниматься в группах начальной подготовки. Польза будет и тем, и другим. Критерием отбора и перевода в старшую группу станет способность осваивать технику дзюдо, а не стаж пребывания в школе.

Данная форма организации сама по себе является отбором занимающихся для дальнейшей специализации в дзюдо. Правильное и последовательное изучение техники дзюдо даст возможность физически совершенствоваться по средствам дзюдо, а не бороться в кимоно, не умея показать технику данного вида.