Предмет молитвы.

1. О чем нужно молиться?

Св. Исаак Сирин, великий учитель и ху­дожник сей добродетели (молитвы), так отвечает на этот вопрос: Не будь несмыслен в своих прошениях, чтобы не оскорбить тебе Бога неразуми­ем. Будь мудр в своих молитвах, чтобы сподобиться тебе славы. Проси досточестного у Дающего без зависти... чтобы возвеличилось пред Ним достоинство твое и возрадовался Он о тебе. Если кто попросит у Царя немного гноя, то не только сам себя обесчестит маловажностью своей просьбы, как показавший тем великое невежество, но и Царю своею просьбой нанесет оскорбление. Так поступает и тот, кто в своих молитвах просит у Бога земных благ».

Итак, молиться о чем-нибудь земном — ниже достоинст­ва человеческого, и, оставив небесное, просить, чтобы нам не умереть с голоду, чтобы было на что жить, просить шуб, хороших должностей и приятного обхождения с нами на­чальствующих или подчиненных ради нашего собственного спокойствия и благополучия — все равно что, по словам то­го же св. отца, просить собственного гноя или кала. Ангелы и архангелы — эти вельможи Небесного Царя — огорчаются, видя и слыша такие прошения, исходящие из уст человека.

Поэтому:

«Не проси у Бога того, что Сам Он без прошения дает нам по Своему промышлению, и дает не только своим и возлюбленным, но и тем, которые чужды ведения о Нем. Ибо сказано: "не будьте, якоже язычницы, лишше глаголю­щими в молитвах своих" (Мф. 6, 7). Это есть телесное, и сих языцы ищут, сказал Господь. Вы же не пецытеся, что ясте, или что пиете, или во что облечестеся. Весть бо Отец ваш, что имеете в этом нужду (Мф. 6, 25, 32). Сын у отца своего не просит уже хлеба, но домогается наибольше­го и высшего в дому отца своего. Ибо по немощи только ума человеческого Господь заповедал просить ежедневного хлеба. Но смотри, что заповедано тем, которые совершенны ведением и здравы душою. Им сказано: не пекитесь о пище или одежде, потому что если Бог печется о бессловесных животных, о птицах и о тварях неодушевленных, то кольми паче попечется о вас. Ищите же паче Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, ЗЗ)»2.

Таким образом, общее и основное положение заключа­ется в том, что человеку надо молиться о даровании небес­ных благ, а не земных. Исключение может быть только для крайне немощных и в случаях крайней необходимости.

В этом удостоверяет нас преп. Серафим Саровский. По­молившись Богу о том, чтобы ему с Н. А. Мотовиловым быть в Духе (Святом), и, получив просимое, преподобный говорит своему «служке»:

-204-

«Не успел я, убогий, перекреститься, а только лишь в сердце своем пожелал, чтобы Господь удостоил вас видеть благостыню во всей ее полноте, как уже Он немедленно и на деле исполнением моего пожелания поспешить изволил. Не велехвалюсь говоря я это, и не с тем, чтобы показать вам свое значение и привести вас в зависть, и не для того, что­бы вы подумали, что я — монах, а вы — мирянин, нет, ваше боголюбие, нет... Господь равно слушает и монаха, и миря­нина, простого христианина, лишь бы оба были православ­ные и оба любили Бога из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы "яко зерно горушно", — и оба двинут горы...

Так-то, ваше боголюбие, все, о чем бы вы ни просили у Господа, все восприимете, лишь бы только то было во славу Божию или на пользу ближнего. Потому что и на пользу ближнего Он же к славе Своей относит, почему и говорит: "Вся, еже единому от меньших сих сотвористе, Мне сотвористе"...

Но если даже и для собственной вашей нужды, или пользы, или выгоды вам что-либо нужно; и это даже все столь же скоро и благопослушливо Господь Бог изволит послать вам, только бы в том крайняя нужда и необходи­мость настояла, ибо любит Господь любящих Его... Одного опасайтесь, ваше боголюбие, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды. Не откажет Господь вам и в том за вашу веру православную во Христа Спасителя, ибо не предаст Господь жезла праведных на жребий грешных и волю раба Своего Давида сотворит неукоснительно, однако взыщет с него, зачем он тревожил Его без особой нужды, просил у Него того, без чего мог бы весьма удобно обойтись»3.

Сказания о подвижниках передают даже такие случаи, когда Бог совершал чудеса, чтобы помочь человеку в деле, на первый взгляд не совсем необходимом и далеком от спа­сения. Из многих случаев приведу один.

Некто из древних святых египетских послал своего уче­ника за водой. Колодезь же был очень далеко от кельи стар­ца. Ученик, отправившись за водой, забыл взять с собой ве­ревку, на которой спускался кувшин в колодезь. Заметил же он это, когда уже пришел к колодцу, и очень опечалил­ся, потому что далеко было, как сказано, до их жилья. Не знал он, что ему делать, куда идти; а возвратиться в келью

-205-

без воды не хотелось. Тогда в великом огорчении он встал на молитву и со слезами сказал: «Господи! Умилосердись надо мною по великой милости Твоей! Ты сотворил небо и землю, море и все, что в них, Ты един сотворил все чудное... Умилосердись надо мною ради служителя Твоего, который послал меня.

Окончив молитву, он воскликнул:

— Колодезь! Колодезь! Раб Христов, мой отец, послал меня почерпнуть воды...

Немедленно вода поднялась до устья колодца. Брат на­полнил кувшин свой водой и возвратился в келью, славо­словя Всемогущего Бога.

А вода в колодце опять спустилась на свой обычный уровень4.

Хотя Бог призрел на молитвы ученика ради могущест­венной силы послушания и достоинств его духовного отца, но все же сотворил чудо, чтобы исправить его собственную нужду и личную вину.

2. Различие в предметах молитвы; кому о чем прилично молиться

Как и земные, небесные блага бывают разной ценности, и потому надо сообразовываться со своим душевным уст­роением: достойны ли мы получить то, о чем просим? Нуж­но посему, как говорит мирская пословица, «брать епанчу по своему плечу». Ведь если бы даже мы и получили что-либо выше нашей духовной меры, то, конечно, не смогли бы вместить оное, и получился бы вред. Но Бог делает все к лучшему, и не всегда наши прошения удовлетворяет, как мы того хотим, но заменяет просимое часто другим, более полезным для нас. И святые смирялись и просили себе то­го, чего хочет Бог, а не говорили: «Дай мне апостольство, силу чудотворения для пользы людей, дар прозорливости, чтобы врачевать немощные совести» и прочее. Но сперва истребляли и уничтожали в себе страсти, а потом, получив эти дары, благодарили за них Бога, считая себя недостойны­ми их (1 Кор. 15, 9; 2 Кор. 11, 17; 12, 11).

«Кто просит у Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит. Об истине сего свидетельствует мытарь, просивший отпущения грехов и получивший оправдание. Разбойник также просил только, чтобы Господь помянул его во Царствии Своем, но он пер-

-206-

вый получил весь рай в наследие»5.

И св. Исаак Сирин говорит:

«Отречемся от того, чтобы искать у Бога высокого, ког­да не посылает и не дарует Он этого; потому что Бог знает сосуды, избранные на служение Ему... Умоляю тебя, да не входит тебе и на помысл это; но паче всего приобрети тер­пение для всего, что ни бывает с тобою. И в великом сми­рении и сокрушении сердца... будем просить [у Господа] отпущения грехов своих и душевного смирения»6.

Последние предметы составляют содержание истинной молитвы всех новоначальных, и о них я скажу подробнее, разбивши их на отдельные пункты.

3. Молитва о прощении грехов

«Хотя бы ты взошел на всю лествицу добродетелей, — говорит св. Иоанн Лествичник7, — однако и тогда молись о прощении грехов, слыша, что св. Павел говорит о грешни­ках: от них же первый есмь аз (1 Тим. 1, 15)».

Пример такой молитвы мы видим у одного из великих святых древности, у которого сорок лет молитву составля­ло одно прошение: «Я согрешил как человек, Ты же прости как Бог». «И отцы, — прибавляет св. Исаак Сирин8, переда­ющий этот случай, — слышали, как он с печалию твердил этот стих, а между тем плакал и не умолкал. И эта одна мо­литва заменяла ему службу днем и ночью».

4. Молитва об исцелении от страстей «Страстные! — восклицает св. Иоанн Лествичник9. —

Будем прилежно и неотступно молиться Господу; ибо все бесстрастные из страстного состояния достигли бесстрас­тия».

Молиться об этом, конечно, понятная и вожделенная цель всякого спасающегося.

5. Молитва о слезах

«Прежде всего молись о приобретении слез, чтобы пла­чем смягчить тебе ту грубость, какая есть в душе твоей», — говорит св. Нил Синайский10. Но, прибавляет он далее, «...не обращай в страсть того, что служит средством от стра­стей, чтобы не прогневать еще больше Даровавшего благо­дать. Многие, проливая слезы о грехах и забыв цель слез, обезумели и вышли из себя»11.

-207-

Подробности о том, как пользоваться слезами не во вред себе, а на пользу и чтобы не делать их самоцелью, не увле­каться ими, изложены в другом месте12.

6. Частные виды дозволенных

и недозволенных прошений

Непременно нужно молиться, когда идешь вопрошать старцев13. Хорошо молиться за других. «Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего мо­литвы спасет и того, кто молится о нем с сокрушением сердца»14.

Но «не возносись, когда ты молился о других и был ус­лышан; ибо это их вера подействовала и совершила»15.

И к этому нужно добавить слово св. Варсонофия Вели­кого: «Когда кто скажет: "Помолись о мне", скажи в сердце своем: "Бог да помилует нас", и этого достаточно. А поми­нать его всегда — дело не твое, но совершенных, могущих молиться друг о друге»16.

Есть одно исключение из этого правила: о прежних сво­их возлюбленных лучше бы не молиться17 (но пусть этот вопрос каждый сам решает для себя).