Таинство Святого Причащения1.

В «Прологе» на третий день января меся­ца, в слове «О святем Василии Велицем и о Ефреме Сирине» между прочим говорится: «Святое Причастие есть богатство неисто­щимое2... и всего мира честнее есть Тело и Кровь Сына Божия». И это великое богатство Господь не только нам даровал, но и повелел неуклонительно и достойно поль­зоваться им, грозя в случае отказа от него вечной смертью, а в случае пользования им обещая нескончаемое общение с Собою (Ин. 6, 51 и след.).

Скажем словами св. Иоанна Златоуста3: «Кто же, кроме человека совершенно исступленного или безумного, может презирать такое страшнейшее таинство?» Поистине, как

-337-

где-то говорит св. Кирилл Александрийский, те, кто удаляют себя от Церкви Божией и Св. Тайн, «врази Божий бывают и бесом друзи...»

Внутренняя сторона таинства

I. Необходимость причащения Св. Тайн

Она непосредственно вытекает из предыдущих слов Спа­сителя и основывается на словах святых отцов, являющихся их разъяснением.

О насущной потребности для верующего христианина причащаться отчетливо говорит следующий, небезызвест­ный в старчестве, ответ беса одному пустыннику, задавше­му вопрос, что для того страшно в христианском роде.

Хотя для христиан свидетельство бесов и не имеет зна­чения, даже если бы те и говорили правду (наоборот, они не должны доверять им в подобных случаях), однако посколь­ку демоны суть «боги» неверующих во Христа людей, то свидетельства их о Нем не утаены от нас и самим Евангели­ем (Мк. 1, 24-25; Деян. 16, 17-18). Поэтому я продолжу прерванный рассказ и приведу подобное свидетельство.

«'Три случая в вашей жизни, — отвечал демон пустын­нику, — грозны и невыносимы для меня: таинство креще­ния, где я совершенно теряю свою силу и право над вами; крест, который мучит меня, гонит и уничтожает, и, нако­нец, - причащение". "Последнее, - продолжал бес, - страшнее мне самой геенны: оно то же для меня, что солн­це для тьмы; я не могу не только приблизиться к достойно причащающемуся, но даже страшусь взглянуть на него".

"Впрочем, — прибавил злой дух, — все это как ни убий­ственно для меня в своем существе, но благодарю людей: они своею невнимательностью и порочными навыками са­ми уничтожают и отгоняют от себя силу благодати таинств; поэтому я только на время отступаю от них. Они сами дают мне случаи овладевать ими и царствовать в преступном их сердце"»4.

Необходимость и обязательность для христиан прича­щаться — и как можно чаще — Св. Тайн подтверждается и подчеркивается правилами святых апостолов, их учениками - мужами апостольскими5, соборными постановлениями. Таковы Правило 9 св. апостолов, Правило 2 Антиохийского Поместного собора, предписывающие неукоснительно всем

-338-

верным, не находящимся под епитимией, оставаться в церкви до конца службы и причащаться Св. Таин6.

Никто не может в Церкви Христовой обойтись без при­чащения Св. Таин. Оно необходимо не только людям грешным, немощным, расслабленным и борющимся со грехом, но и победившим страсти, ставшим выше своей природы.

Велика была равноангельная Мария Египетская, кото­рая после сорокасемилетнего пребывания в пустыне на­столько истончила плоть и соделала душу храмом Св. Духа, что во время молитвы поднималась в воздух, но и она пред смертью должна была причаститься, для чего Господь чуд­ным образом приводит к ней преп. Зосиму7. Св. Алексий, человек Божий (+ 411 г. ), на коем почил, по словам Самой Богоматери, Дух Святой, причащался Св. Таин каждое вос­кресение8. Египетские отшельники ходили по субботам и воскресеньям в храмы соседних монастырей, не стесняясь расстоянием9. Если подвизающийся был затворником и не выходил из кельи, то к таковому нередко пресвитер прихо­дил совершать Божественную литургию даже в келью10.

И как не причащаться! «Монахов, живущих в пустыне, - в объяснение предыдущих примеров сказал Пимен Ве­ликий11, — жжет яд злых демонов, и они с нетерпением ждут субботы и воскресенья, чтобы идти на источники вод­ные, то есть приступить к Телу и Крови Господней, чтобы очиститься от скверн лукавого» (ср.: Пс. 42, 2).

Даже в тех случаях, когда святые отцы жили в непрохо­димых пустынях и не могли сообщаться с миром, то и тог­да Бог не лишал их Св. Таин, но посылал причащать их Своего ангела.

- Отче, каким образом ты причащаешься пречистых Христовых Таин в субботу и в день воскресный? — спросил некогда преп. Пафнутий жившего в пустыне св. Онуфрия Великого12. Тот ответил:

— Ангел Господень приходит ко мне и приносит с собою пречистые Христовы Тайны и причащает меня. И не к од­ному мне приходит, но и к прочим живущим Бога ради в пустыне и не видящим лица человеческого...

Действительно, преп. Пафнутий дознал это после самым делом. Отшедши во внутреннюю, далечайшую пустыню, он встретил в ней четырех юношей, весьма благовидных, опо­ясанных овечьими кожами. Лица же их так сияли благода-

-339-

тию Божиею, что Пафнутию казалось, что перед ним не люди, а ангелы, сошедшие с неба. Когда они рассказали ему чудесную историю своего удаления в пустыню13, вселения в нее и пребывания, св. Пафнутий спросил их:

- Где же вы причащаетесь в субботу и в воскресенье Божественных Таин?14

- Для этого мы собираемся вместе каждую субботу и воскресенье (а остальные дни седмицы они проводили каждый в безмолвии и молитве отдельно. — Еп. Варнава), и святой ангел пресветлый, посылаемый Богом, приходит к нам и приносит св. Причащение.

Преп. Пафнутий после эти слов, как сам говорит, решил дождаться у них субботы, чтобы самому сподобиться ви­деть св. ангела и принять из его рук Божественное Причаще­ние. «Когда наступила суббота, — продолжу речь словами самого преподобного, — сказали мне те рабы Христовы:

- Приготовься, возлюбленный брат, потому что сегодня придет ангел Божий и принесет нам Божественное Прича­щение...

В то время как они говорили мне это, я ощутил сильное благоухание, как бы от каждения наилучшего фимиама и дорогих благовоний. И дивился, — потому что никогда и нигде я не встречал такого аромата...

- Откуда исходит такое неизреченное благоухание? - спросил я.

Те же ответили:

— Ангел Господень приближается с Пречистыми Тайнами.

Встав на молитву, мы начали петь и славословить Хри­ста Царя, Бога нашего.

Внезапно пречудный свет осиял нас с неба, и показался ангел Господень, сходящий с высоты, блистающий, как молния. Я пал ниц на землю от страха, но они подняли меня и сказали, чтобы я не боялся. Тогда увидел я пред­ставшего нам ангела Божия в образе прекрасного юноши, красоту которого невозможно описать, держащего в руке святой потир с Божественными Дарами. Сперва присту­пили те рабы Божий по одному и причастились, после них приступил и я, грешный...

По святом же причащении св. ангел благословил нас и на наших глазах взошел на небеса, мы же, пав на землю, поклонились Богу, благодаря Его за столь великую милость к нам».

-340-

II.. Важность и значение св. причащения

Величие, сила и действенность величайшего таинства Православной Церкви15 засвидетельствованы в ее истории особыми, поразительными знамениями. Из многих случаев этого рода приведу два-три.

Блаженный Иоанн Мосх со своим знаменитым учени­ком св. Софронием, впоследствии патриархом Иерусалим­ским, рассказывает в «Луге Духовном» следующее16:

«На острове Кипре есть гавань Таде. Поблизости от нее находится монастырь, называемый Филоксенов ("Странно­любцев"). Прибыв туда, мы нашли там инока, родом из Милета, по имени Исидора. Мы видели, как он непрестанно плакал с воплями и рыданиями17. Все убеждали его, чтобы он хотя немного престал от плача, но он не соглашался.

— Я столь великий, ве-ли-кий грешник, — говорил инок всем, — какого не было еще от Адама до сего дня...

- Правда, отче, — возражали мы, — все мы грешники. Кто без греха, кроме одного Бога?

- Поверьте мне, братия, — отвечал инок, — ни в Писа­нии, ни в Предании, ни между людьми я не нашел грешни­ка, подобного мне, и греха, который я совершил. Если вы полагаете, что я наговариваю сам на себя, выслушайте о моем грехе и помолитесь обо мне. В миру я был женат. Я и жена моя принадлежали к секте Севера. Придя однажды домой, я не застал жены и узнал, что она ушла к соседке. А соседка принадлежала к св. кафолической Церкви и часто уговаривала и мою жену к тому. Я немедленно сообразил, что старания соседки увенчались успехом и что моя жена ушла к ней для приобщения. Я бросился немедленно туда, чтобы остановить жену. Войдя в дом соседки, я заставил ее извергнуть Святыню. Подхватив Святыню, я, не помня се­бя от сатанинской злобы, бросал ее в разные стороны и произносил безумные богохульства. Наконец Святыня упала в грязь. Я бросился было... топтать ее ногами, как вдруг — удар с неба и ослепительная молния восхитила св. Причастие с того места...

Прошло два дня. Я был глубоко потрясен. Уныние овла­дело мною. И вот, весь погруженный в страшную думу, я вижу: в сумраке кто-то мрачного вида встает как бы из-под земли у меня пред глазами.

- Я и ты, мы оба осуждены на одинаковое мучение, -сказал он.

-341-

- Но кто ты?— вскричал я в ужасе.

— Я тот, кто ударил Творца всех Господа нашего Иису­са Христа по ланите во время Его страданий, — отвечал мне явившийся ефиоплянин.

Страшное видение скрылось. Я весь дрожал от ужаса. •Придя в себя, я поспешил исповедать свой тяжкий грех и, воз­вратившись в лоно Православной Церкви, отрекся от мира...

Вот почему, — закончил инок свой рассказ, — я не могу перестать плакать».

Знамения бывают и в настоящее время. Только прочтет человек или услышит о них рассказ — и забудет. Ибо при­ходит лукавый и восхищает всеянное в сердцы его (Мф. 13, 19). Даже и так случается, что видит человек чудо и в то же время как бы не видит; как будто превратился в истукана, в присутствии которого все это происходит. Но я таким лю­дям еще раз напомню об одном случае, рассказанном в их же книжках, тем более что рассказчика трудно заподозрить в каком-либо преувеличении или пристрастии. Сам он -небезызвестный русскому обществу литератор, записки ко­торого в свое время пользовались широкой популярностью и не раз переиздавались. Вот что он рассказывает о себе лично.

Он подвергся ужасной болезни. «Врач пришел доволь­но рано, пощупал пульс, посмотрел на язык и ни слова не сказал. Я спросил его:

- Отчего по всей коже моей показавшиеся сперва крас­ные пятна превратились в фиолетовые, а тут сделались черными?

— Да у вас и язык уже весь почернел, — отвечал он.

Кажется, довольно бы сего приговора. Он, выходя, ос­тановился у дверей и вслух сказал слуге моему и случив­шемуся тут одному из инженерных офицеров:

- Не мучьте его понапрасну, не давайте ему более ле­карств. Я думаю, он и суток не проживет...»

Осталось прибегнуть к иному Врачу. Отслужен был молебен. В день Воздвижения Животворящего Креста больного причастили Св. Таин.

«По совершении сего вдруг так быстро стали приходить ко мне силы, без помощи лекарств, даже подкрепительных, о коих давно уже я слышать не хотел, что брат мой, не на­ходя более присутствие свое для меня необходимым, через два дня, 16 числа [сентября] отправился в обратный путь...

-342-

Надо мной совершилось чудо, точно чудо! Когда висел я над могилой и не упал в нее, на то была та же самая воля, без которой волос не спадет с головы человеческой... Мно­гим ли удавалось быть одною узкою чертою отделенными от вечности и круто поворотить от нее вспять?.. Я могу ска­зать, что я отведал смерти...»18

Не потребуют подробной цитации всем известные строки из «Дневника» о. Иоанна Кронштадтского, в кото­рых он выражает свое благоговение, изумление и восторг пред величием и непостижимостью Христовых Таин и пред животворной их силой. Сколько чудес им было со­вершено посредством их! О некоторых он упоминает сам.

«Дивлюсь величию и животворности божественных Та­йн! — восклицает в своем «Дневнике»19 сей глубоко чти­мый русским народом преподобный пастырь. — Старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, от причастия Св. Таин, мною преподанных, в тот же день начала поправляться. Девушка, совсем умиравшая, после причастия Св. Таин, в тот же день начала поправ­ляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была почти в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила... Слава животворящим и страшным Твоим Таинам, Господи!»

«Некто, бывший смертельно болен воспалением желуд­ка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, — лишь только причастился в де­вятый день поутру животворящих Таин, к вечеру стал здо­ров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердою верою... Слава всемогуществу Твоему, Господи!»20

«Велика Твоя любовь, Господи! Всего Себя истощил еси ради любви ко мне. Взираю на крест и дивлюсь Твоей любви ко мне и к миру, славлю чудеса Св. Таин Твоих над верными Твоими, славлю исцеления, которым я был свиде­телем, славлю действие их всеспасительное...»

О важности и значении для нас св. причащения было уже сказано вначале. Можно почти из каждого святого отца привести те или иные места в пользу спасительности этого великого таинства, но я ограничусь полными простоты и богословской глубины словами преп. Серафима, Саровско­го чудотворца, сказанными одному мирянину с интелли­гентским уклоном мыслей:

«Кто приобщается — везде спасен будет, а кто не приоб-

-343-

щается — не мню. Где господин, там и слуга будет [Ин. 12, 26]»21.

III. Кому можно причащаться и кому нельзя?

Св. апостол Павел пишет к коринфянам:

Да искушает же (δοκιμαζετω) человек себе — пусть испы­тывает, прилежно рассматривает себя, делает проверку своей совести, перебирает все свои дела и помышления, достоин ли он св. причащения, — и тако от Хлеба да яст и от Чаши да пиет.

А если не так, то суд себе яст и пиет, не разсуждая, то есть не думая и не отдавая себе надлежащего отчета в том, сколь велика святыня Тела Господня, которую принимает. Тут же апостол присоединяет пример из жизни самих ко­ринфян, поясняющий, что это за суд и как он может вер­шиться еще здесь на земле, хотя пока лишь над отдельными грешниками (однако может быть и массовое наказание). Сего ради, — говорит он, — в вас мнози немощни [ср. тепе­решние эпидемии] и недужливи, и спят [умирают] доволни (1Кор. 11,28-30).

Также и умилительный, сердобольный, сострадатель­ный ко всем кающимся и немощным св. Иоанн Златоуст в отношении необходимости достойного принятия Св. Тайн становится строгим и взыскательным:

«Не должен приступать сюда (к Трапезе Господней) ни один бесчеловечный, ни один жестокий и немилосердный, ни один нечистый. Это говорю вам, которые приобщаетесь, и вам, которые служите. Нужно побеседовать и с вами, что­бы вы со многим тщанием разделяли сии дары. Не малое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо не­честивым, позволите причаститься этой трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы высший начальник, хотя бы сам царь, носящий ди­адему, но если приступает недостойно, то запрети ему: ты имеешь больше власти, чем он. Если бы тебе поручено бы­ло сохранять в чистоте источник воды для стада и ты уви­дел овцу, имеющую на устах много грязи, то не позволил бы ей наклониться и возмутить источник. Но теперь вру­чен тебе Источник не воды, а Крови и Духа, и ты, видя не­которых имеющих грех, который хуже земли и грязи, и приступающих к этому источнику, не вознегодуешь, не воспрепятствуешь? Какое ты можешь получить прощение?

-344-

Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы разбирали такие дела... Но как, скажешь, я могу знать того и другого? Я говорю не о неизвестных, но о известных людях»22.

О великом осуждении, которому подпадают сами пас­тыри, разрешая на исповеди нераскаянных грешников и допуская их к св. причащению, говорит и другое великое светило древней Церкви (западного ее конца), св. Амвро­сий Медиоланский23: «Иные для того требуют покаяния, чтобы паки скорее удостоенными быть причащения24. Та­ковые не так разрешить себя желают, как связать священни­ка: ибо совесть их через то не совлекается вины, а священ­ник обвиняется потому, что ему сказано: Не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями [Мф. 7, 6]».

Итак, чтобы быть допущенным к св. причащению, непо­средственно или через несколько лет отлучения, требуются известные условия. Какие же?

Мы видели выше, что апостол требует для сего нелице­мерного и тщательного испытания своей совести. Прежде всего, христианину потребна исповедь. Без нее пусть он не дерзает приближаться к Св. Тайнам. Под исповедью же на­до разуметь не просто формальное перечисление грехов и разрешительную молитву священника (против чего и св. Амвросий протестовал), а глубокое испытание совести, ис­креннее сокрушение сердца, обещание бросить (делом) греховную жизнь и отказ от прежних привязанностей25.

Затем можно, по апостольской же заповеди (Гал. 5, 22) и в соответствии с церковной практикой, отеческими уста­новлениями и примерами из житий святых, все, что требу­ется от причащающихся, свести сжато и кратко к следую­щим пунктам:

1. Вера. Необходимо, чтобы человек не только вообще имел православный образ мыслей, но и, в частности, веро­вал бы, что он причащается под видом хлеба и вина истин­ного Тела Христова, которое во утробе Девы тысяча де­вятьсот с лишним лет тому назад зачалось Святым Духом в незначительном палестинском городке Назарете, неизре­ченно родилось в Вифлееме, пострадало за нас, умерло и воскресло в Иерусалиме, — что он причащается, кратко сказать, Самого Господа, вознесшегося на небеса и сидя­щего одесную Отца26.

2. Любовь. Жертва Крестная есть Жертва Любви. «Воз­любим друг друга, да единомыслием исповемы...», — запове-

-345-

дует св. Церковь причастникам и всем верным за Божест­венной литургией, на которой одной приносится сия Жертва. Дух вражды и раздора у первых христиан почи­тался таким тяжким грехом, что, по свидетельству древних отцов и учителей Церкви, не мог быть омываем кровью и самого мученичества (!), если кто пребывал в сем грехе не­раскаянным27.

3. Кротость. Понятно, что раз дух вражды был совер­шенно чужд первым христианам, то во всяком отдельном случае, при всяком возникающем неудовольствии, я не говорю уже ссоре, они старались победить его кротким пе­ренесением обид и примирением со врагом. Это — прямая заповедь Самого Господа и Его апостолов (Мф. 6, 23-24; Еф. 4, 2; Флп. 4, 5; Тит. 3, 2).

Достойно примечания выражение в нынешнем «После-довании ко св. причащению»28:

Хотя ясти, человече, Тело Владычне... Первее примирися тя опечалившим.

Заповедуется примириться, попросить прощения, сде­лать земной поклон не тем, кого мы обидели, как это ожи­дается и что понятно сознанию людей XX века, но тем, кто нас обидел, без всякого со стороны нашей повода; припом­нить, что кому-нибудь когда-либо, что называется, «под руку подвернулся», взять, пойти к нему, и — бух в ноги: «Прости меня, Христа ради...»

Полезно христианину почаще прочитывать умилитель­ные и зело душеполезные повести на эту тему из житий св. мученика Никифора29 и преп. Тита, пресвитера Печерско-го30. Вот, в сокращении, первая из них.

В городе Антиохии (Сирийской, ок. 257 г.) некий пре­свитер и мирянин были величайшие друзья. Диавол поза­видовал их дружбе и сделал их в такой же сильной степе­ни заклятыми врагами. Мирянин — Никифор имя ему -спустя некое время одумался и стал просить у пресвитера прощения, сперва чрез знакомых, а потом лично. Но тот не простил. Настало вдруг гонение на христиан. Пресвитера взяли на допрос и после жестоких истязаний повели на казнь.

Услышав об этом, блаж. Никифор догнал своего бывше­го друга и опять несколько раз просил у него прощения, но безуспешно. Тот и взглянуть на него не хотел, так что сами

-346-

мучители дивились его ожесточению. Тогда отступила от него благодать Божия, доселе надеявшаяся на его обраще­ние (ср.: Мф. 18, 32-35). Тот, который перенес долгие му­чения, теперь, лишившись божественной помощи, не смог выдержать последнего и легкого (в сравнении со всем пре­дыдущим) испытания. Когда палачи, приведя пресвитера на место казни, сказали:

«Становись на колени, отсечем тебе голову», — он вдруг обратился к ним, как будто не понимая, в чем дело:

— За что вы казнить меня хотите?

— Да ведь ты не захотел богам принести жертву и пре­зрел царский указ из-за какого-то человека, называемого Христом, — отвечают те...

- Не убивайте меня, — стал просить их отступник, — я сделаю все, что велит указ, — поклонюсь богам и принесу им жертву.

Услышав эти слова, Никифор стал умолять пресвитера со слезами...

— Не делай этого, возлюбленный брат, не делай, не отре­кайся Господа нашего Иисуса Христа. Не губи того венца небесного, который сплел ты себе многими муками. Вот у дверей стоит Владыка Христос...

Но тот остался неумолим. Тогда св. Никифор сам испове­дал себя вслух христианином и просил казнить его вместо пресвитера. Так один наследовал ради своей кротости жизнь вечную, а другой из-за жестокосердия пошел в погибель.

4. Милосердие. Добродетель эта — того же порядка, что и предыдущие, и уподобляет человека, творящего ее, Самому Богу, Который солнце Свое сияет на злыя и благия и дож­дит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45). Господь - человеколюбец, кроток, всем без различия оказывает милость, и всякий, кто хочет иметь общение с Господом, должен отличаться подобными же добродетелями. Пер­вые христиане усиленно совершали дела благотворитель­ности и милосердия, особенно по отношению к нищей братии Христовой. Для готовящихся же ко св. причаще­нию они были обязанностью. Не приводя многих цитат святоотеческих, достаточно указать на первохристиан-ские агапы (вечери любви), за которыми первоначально совершалось и приобщение Св. Тайн (1 Кор. 11, 20-23). И теперь, идя в церковь причащаться, не забудем и наших, стоящих на паперти, «господей», как называл нищих св.

-347-

Иоанн Милостивый31, и подадим им хотя бы копейку, ос­тавшуюся в кармане от покупки трамвайного билета.

5. Воздержание. Понимать сию добродетель надо здесь в широком смысле, как охранение себя от всякой греховной вещи. О половом же воздержании и говорить нечего. Даже в Ветхом Завете в исключительных случаях, когда челове­ку необходимо было приблизиться и войти в соприкосно­вение со святыней, требовались предварительная чистота и плотское воздержание (Исх. 19, 3, 10, 15; 1 Цар. 21, 4-5). «Кольми паче в новой благодати, — говорит св. Димитрий Ростовский32, — [пред причащением] подобает воздержа-тися от женского ложа»33. Для клириков требования еще более строги34. Относительно жен, находящихся в очище­нии, и мужей, подвергшихся ночному истечению, было уже сказано35.

В заключение можно еще упомянуть о причащении бес­новатых. О них Каноническое правило 3 св. Тимофея Александрийского гласит:

«Аще (бесноватый) не нарушает Тайны, ниже хулит иным каким-либо образом, то да причащается, но не каж­дый день; довольно для него только по временам».

Так как сумасшествие в большинстве случаев есть то же, что бесоодержимость36, то последнее правило относит­ся и к умалишенным, причем пастырь с духовным опытом сумеет воспользоваться удобным случаем в настроении больного и даже подействовать в благоприятном смысле на его сознание, что до известной степени даже необходимо. Вообще, кстати замечу, психически больных лечить должно единственно благодатными средствами (вплоть до отчиты­вания)37, ибо что может поделать здесь медицина, употреб­ляющая термин «душа» (псих-иатрия: ψυχη ~~ душа и ιατρεια — лечение) и не верящая в нее?!.

Внешняя сторона таинства

IV. Обряд причащения

Чин таинства св. причащения, который существует в Церкви в настоящее время, в существе остался все тот же, что был и у первых христиан. Отсутствие в нынешнем чине некоторых деталей объясняется приниженностью духовной жизни в наше время, недостатком святости и дерзновения у верных, благодаря чему то, на что дерзали

-348-

ученики апостола Павла и ученики их учеников, поневоле оставлено нами.

Относительно места причащения существовало прави­ло: священнослужителям приобщаться в алтаре, мирянам - на солее или за амвоном38. Причем, приступая к Чаше для принятия Св. Даров, соблюдали очередь и определен­ный порядок39, а не подходили (как теперь у нас заведено) как попало, вперемешку мужчины и женщины40. В «Поста­новлениях апостольских»41 говорится:

«Да приобщается епископ, потом пресвитеры, и диако­ны, и иподиаконы, и чтецы, и певцы, и аскеты42, и из жен диакониссы, и девы, и вдовицы; после дети и весь народ по порядку».

Относительно внешних знаков выражения благогове­ния, с которым принимали таинство, надо сказать следу­ющее: они были часто умилительно смиренны, просты и в то же время дерзновенны и святы. Иногда причащались стоя, как и теперь имеет место в обычной практике, но в некоторых церквах и на коленях. По крайней мере, так было заведено у вселенского «проповедника покаяния»43 св. Иоанна Златоуста44. Об этом же говорит и сохранив­шаяся с первохристианских времен практика молиться в дни поста (так называемые «стояния»)45 на коленях. Ибо если простая молитва вызывала у первых христиан такое смиренное положение тела, то что говорить о том случае, когда приходилось им приступить к «Святому Святых» и к Самому Творцу и Владыке всяческих... В настоящее вре­мя обычно придерживаются первой практики (миряне подходят и причащаются стоя, с крестообразно сложен­ными на груди руками — правая рука поверх левой), а из второй взяли только общий, единовременный, земной по­клон, при выходе священника со Св. Дарами. По причаще­нии нужно поцеловать край св. Чаши, как бы самое ребро Христово, из коего истекли кровь и вода — образ нашего таинства (Ин. 19, 34).

Причащались первые христиане, как ныне только свя­щеннослужители, Тела и Крови Христовых под обоими видами раздельно; причем мужи принимали Св. Тело (большею частью из руки епископа) на правую ладонь, положенную на левую крест-накрест, а женщины на чис­тый и белый плат46, после чего каждый подносил Св. Тело к устам и вкушал. Особые были обычаи и при принятии

-349-

Св. Крови. Нынешний обряд причащения мирян со лжицы введен св. Иоанном Златоустом, после того как одна женщи­на, получив Св. Тайны, унесла их с собой для волхвования.

Теперь скажу о церковном и домашнем приобщении Св. Таин. Конечно, прежде всего, оно имело место в храме, за литургией. В древней Церкви приобщались не только все верные, присутствовавшие на литургии, но Св. Дары посы­лались через диаконов и к тем, кто отсутствовал по какой-либо уважительной причине47. Таким образом первые хрис­тиане осуществляли на деле (особенно в праздник Пасхи) то соединение (την ενοτητα — единство) веры и причастие (την κοινωνιαν — общение, соучастие) Святаго Духа, к которому нас ежедневно и доселе призывает св. Церковь на Божест­венной литургии. Но Собор Лаодикийский из-за некоторых средостений отменил этот обычай48, хотя последний в неко­торых местностях существовал еще довольно долго49.

В древности, как и теперь, Церковь уделяла особенное внимание тем из верных, кто не мог быть в храмах на ли­тургии и, следовательно, не мог приобщаться Св. Таин, а именно: узникам в темницах, в которых томились мучени­ки и исповедники, ежедневно ожидавшие смерти; также и тем кающимся, чья жизнь — в результате тяжелой болезни - была в опасности. Ко всем этим людям посылаемы были Св. Дары в напутствие при отходе в вечную жизнь50.

В эпоху гонений (так как литургию служить ежедневно было опасно) вошла в употребление и другая практика: позволялось частицы Св. Даров брать на дом, и это не толь­ко мужам, но и женам.

Отсюда понятным становится поведение преподобному-ченицы Евдокии (+ около 160-170 г.), о которой мы читаем в житии, что когда воины пришли за ней, чтобы взять ее на мучение, то она, «текши в церковь, и в св. алтарь вшедши, откры ковчежец, иже с Пречистыми Животворящими Христовыми Тайнами, и часть тоя великия Святыни вземши, в недре своем* скры, и к воином изыде»51. Поведение, невозможное ныне для женщины и вообще для мирян, тог­да дозволялось. Об этом говорят многие свидетельства52.

Св. Василий Великий53 в письме к Кесарии, жене одно­го сенатора между прочим пишет:

-350-

«А что нимало не опасно, если кто, во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необхо­димости принимать причастие собственно своею рукою, излишним было бы это и доказывать; потому что долговре­менный обычай удостоверяет в этом самым делом. Ибо все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причас­тие в доме, сами себя приобщают. А в Александрии и Егип­те и каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя в доме и сам собою приобщается, когда хочет».

Но недостойные всегда наказывались. Священномуче-ник Киприан, епископ Карфагенский54, передает случай из собственной практики, как одна женщина, отпавшая во время гонения от христианства и «покусившаяся недостой­ными руками открыть ковчег свой, в котором хранилась Святыня Господня, была устрашена исшедшим оттуда ог­нем и не посмела прикоснуться».

Падением христианской жизни объясняется и нынеш­нее предписание священнику церковным Уставом хранить Св. Таины в храме, на св. престоле, а не дома.

Скажу еще об одной обрядовой подробности, так как упоминания о ней я нигде не встречал (а ревностному и внимательному христианину надо быть скрупулезным во всем, до мелочей, что касается приобщения55 Св.Таин). Хочу сказать о том, как неприлично, неудобно, неподходя­ще (не подберу точного выражения) жевать Св. Таины по их принятии, да и опасно, потому что часть их может ос­таться на зубах и на деснах. А дотрагиваться до Св. Даров чем-либо посторонним нельзя.

После того как Св. Таины приняты (не должно задер­живать их в устах), необходимо запить теплотою, и не просто, а прополоскавши ею рот. Обращать внимание на окружающих нечего; если они разумны, то должны делать то же самое.

Но и этого мало — надо омыть уста и снаружи. К сожа­лению, нынешние архитекторы и храмоздатели не прини­мают в расчет этой надобности и не устраивают, как в первохристианское время, специальных умывальниц (слава Богу, что таковые остались еще в алтарях для священно­служителей), и посему липкие уста от Св. Крови надо хотя бы облизать56 и омыть их дома, вылив затем воду в место, не попираемое ногами.

-351-

Одним словом, внимание и благоговение должны быть крайние.

V. Как часто надо причащаться?

Холодность нынешних христиан к вере и благочестию весьма далека от благочестивого горения и ревности древ­них времен христианства.

Известно, что в те времена было правилом для клира и мирян, исключая оглашенных и кающихся, приобщаться Св. Таин в воскресный день каждой недели. Такой обычай поддерживался в течение трех первых веков. О важности его говорят многие святые отцы. Поучительны на этот счет слова св. Игнатия Богоносца, мужа апостольского, который так увещевает ефесян, призывая их к частому причащению и молитве: «Старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные дела его»57. О праздновании вос­кресения первыми христианами лучше всего говорит сви­детельство «от внешних» — знаменитое письмо императо­ру Траяну проконсула Вифинии язычника Плиния (111-114 гг.)58. О христианских документах (св. Иустин Мученик; «Учение 12 апостолов» и многие другие), гово­рящих о причащении верных по воскресениям, я уже не упоминаю, их слишком много.

В некоторых церквах христиане причащались и еще ча­ще59, в иные дни среди недели60, и даже ежедневно61.

Св. Амвросий Медиоланский62 так убеждает в необхо­димости ежедневного причащения: «Если хлеб причаще­ния преподается ежедневно, то чего ради ты приемлешь его по прошествии года? Принимай каждый день то, что для тебя спасительно. Кто недостоин принимать его каждый день, тот недостоин его и чрез год».

У нас в Древней Руси тоже часто причащались. Даже лица, обремененные общественными попечениями, это ис­полняли. Про св. благоверного князя Романа Угличского (+ 1285 г.)63 известно, что он ежедневно слушал Божествен­ную службу, а св. благоверный великий князь Киевский Ростислав-Михаил Мстиславович, внук Владимира Моно­маха64, приобщался Св. Таин каждое воскресенье65.

Если наши предки в массе не подражали древним хрис­тианам в ежедневном причащении Св. Таин, то, по крайней

-352-

мере, подражали в ежедневном слушании службы Божией. И это немало. Много ли у нас ходит в храм мужчин в буд­ни? Ходят разве одни старухи. Но вот что говорит о Святой Руси Павел Алеппский66, приезжавший в Россию в поло­вине XVII века:

«Ежедневно они бывают в церквах за обедней, и в каж­дом приходе все присутствуют в своей церкви — мужчины, малые дети и женщины».

В нынешнее время, когда оскудела духовная сила веру­ющих, а беззакония умножились, перестали люди и приоб­щаться часто, и даже сознание недопустимости и преступ­ности этого деяния исчезло. Но отдельные праведники и теперь, разумею недавнее время, исполняют завет и обычаи первых христиан. Таковы, например, прот. Иоанн Крон­штадтский, иеросхимонах Парфений Киевский и другие.

В своих дневниках о. Иоанн Кронштадтский постоянно и восторженно отзывается о спасительности частого при­чащения. Вот несколько цитат:

«О благость и премудрость изумительная! Бог Сам Себя дает твари в пищу и питие. Но как сам-то человек принима­ет этот чудный дар Божий? Часто ли... как ежедневную на­сущную потребность или редко, неохотно, лениво, мало­верно и неблагодарно?»67

«Как часто причащаться? Всякий день Господь гласом Церкви приглашает к причастию Своего Тела и Крови во время литургии. Приимите, ядите... пийте от нея вcu... (Мф. 26, 26-27). А что на деле мы видим? Раз в год прича­щаются, а то несколько лет или даже совсем не причаща­ются. Поэтому многие, многие совсем одичали духовно и отпали от Церкви и сделались не "овцами доброго Пасты­ря Христа" (Ин. 10, 11), а волками лютыми, терзающими стадо Христово»68.

«Но не всякому праздношатающемуся, живущему без труда или преданному житейским страстям можно при­ступать, ибо многие могут приступать легкомысленно, по привычке. К св. причащению нужно всегда искренно гото­виться молитвою, воздержанием, покаянием»69.

«Некоторые личности говорят, что будто бы грешно ми­рянам причащаться часто, что молодым людям будто бы только нужно причащаться раз в год, а только старым — во все посты, что часто причащающиеся с ума сойдут. Какая нелепость! Какое богохульство, кощунство! Какое неразу-

-353-

мне! А для чего раздается ежедневно за литургией глас Спасителя, призывающий к причастию: "Приимите, яди-те... пиите от нея вси... во оставление грехов..." (Мф. 26, 26)? Неужели весь год коснеть во грехах и только раз очи­щаться покаянием и причастием? Разве не каждый день мы согрешаем, растлеваемся, оскверняемся грехами; разве не каждый день нам нужно очищение, освящение и обнов­ление? Разве каждый день только накоплять грехи и раз только в год очищаться? Лепо ли это? Не часто ли вы моете лицо и тело в бане, или лицо каждое утро? Душу ли не омы­вать постоянно, оскверняемую грехами каждый день?..

Но да не допускают иереи пьяниц, прелюбодеев, убийц, татей до понесения ими епитимий и до исправления их»70.

Но, конечно, что касается верующего народа, то он более всего тщится исполнять уставы церковные в монастыре. На первом месте в строгом следовании уставу стоит (по край­ней мере недавно стояла) св. гора Афон и общежительные монастыри на ней (Руссик). По их уставу, «две недели — это много оставаться без св. Евхаристии»71. Обычно принято причащаться Св. Таин монашествующим каждую неделю, послушникам — через неделю. В наших русских строгих пустынях принят порядок приступать всей братии к св. причащению шесть раз в году: в Великий Пост два раза (на первой седмице и на Страстной), в Петров пост, в Успен­ский и в Рождественский посты — два раза.

По заповеди преп. Серафима Саровского, данной им инокиням Дивеевского монастыря, нужно «приобщаться всем неопустительно во все св. посты, а по желанию, и во все двунадесятые праздники»72. Это завещание преподобно­го, как в высшей степени благоприменительное,рекомендует­ся принять к руководству и всем вообще мирянам, искренно и нелицемерно желающим своего спасения. А относительно бо­лее частого причащения Св. Таин ответ и ответственность должно возложить в каждом отдельном случае на духовного отца, если он действительно духовен.

Хорошо об этом говорит епископ Феофан (Затворник) в одном письме (писанном за три недели до смерти):

«Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею — говение и причащение. Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причас­титься в каждый большой пост из четырех. А в посты пред

-354-

Пасхою и Рождеством по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приво­дить в совершенство»73.

VI. Приготовление ко св. причащению

В «Следованной Псалтири» (гл. 47) указано особое «Правило готовящимся служити и хотящим причаститися святых, божественных Таинств, Тела и Крове Господа на­шего Иисуса Христа».

Оно состоит в следующем.

Накануне готовящийся ко св. причащению должен вы­слушать девятый час, вечерню и малое повечерие. На пове­черии прочесть каноны:

1. Самому Господу, именно: «Канон умилительный ко Господу Иисусу Христу» (ирмос: «Во глубине постла...», тропарь: «Иисусе сладчайший Христе...»)74; причем, если будет то в четверг вечером, то вместо этого канона читает­ся «Канон Честному и Животворящему Кресту».

2. Богоматери. Ей читать можно на выбор или так назы­ваемый «Параклисис»75 (ирмос: «Воду прошед...», тропарь: «Многими содержимь напастьми...»), или «Канон благода­рен Пресвятей Богородице» (ирмос: «Отверзу уста моя...», тропарь: «Христову книгу одушевленную...»)76. Во вторник

На всех вышеназванных канонах читаются и акафисты Спасителю или Богородице, по очереди77, с таким расче­том, чтобы на пяток вечера пришелся акафист Богоматери, который нужно в этот день отправлять Ей неотложно, не заменяя никаким другим.

3. «Канон Ангелу-хранителю».

Хорошо будет, если кто добавит к этим трем канонам еще один канон из служб седмичных дней, смотря по тому, на какой день он падает. Таким образом, на (но не «в») по­недельник пусть читает бесплотным силам, на вторник, то есть в понедельник вечером, — св. Иоанну Предтече, далее, св. апостолам и св. Николаю Чудотворцу (на четверг) и на­конец на субботу — всем святым и за умерших.

Утром, в день св. причащения, должно отстоять утреню (если не было накануне всенощной), часы и выслушать «Последование ко св. причащению». Перед тропарями ка­нона (из «Послсдования...») произносятся попеременно

-355-

два припева: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене»78.

Еще необходимо сказать несколько слов об отправле­нии правила ко св. причащению на Пасхальной седмице. Так как по чинопоследованию пасхального богослужения во дни св. Пасхи не отправляются рядовые седмичные службы (посвященные особым святым и священным воспоминаниям), то и готовящемуся ко св. причащению не нужно читать каноны бесплотным силам, Иоанну Предте­че и другие, назначенные церковным уставом в соответст­вии с каждодневным богослужением. Обычные же каноны Иисусу Сладчайшему, Богоматери и Ангелу-хранителю заменяются соответственно «Пасхальным каноном» или «Пасхальными часами»; чтение же канона ко св. причаще­нию и молитв (к нему же), понятно, остается в силе79.

Все вышеуказанные каноны и молитвы, составляющие правило ко св. причащению, можно несколько разнообра­зить, руководствуясь уставом церковным, но никак нельзя опустить. Все его должны выполнять: «...и монашествую­щие в обителях святых, такожде священницы, диаконы, и причетницы церковнии, и грамоте умеющие всякого чина и пола...»80

Нельзя не сказать еще несколько слов о чисто внешнем приготовлении к таинству св. причащения. Относительно последнего надо наблюдать следующее: с вечера воздержи­ваться от употребления пищи81, а с полуночи и вовсе не дозволяется ничего вкушать или пить, даже и немощным. Ибо приступать ко Св. Тайнам, по правилам святых собо­ров церковных, можно «не иначе, разве неядшими»82.

Уста, перед тем как идти в церковь83, прополоскать чис­тою водою (вычистить зубы). От приступающего ко Св. Та­йнам св. Димитрий Ростовский84 требует, «дабы был чист не токмо душою, но и телом, и одежды (также и белье. -Еп. Варнава) имеяй на себе чисты, и руце добре омовенны, и ногти от излишня своего отребленны» (хотя ногти стричь необходимо, но хола рук, конечно, недопустима для хрис­тианина).

VII. Поведение верующего после принятия Св. Тайн Прежде всего, еще не выходя из церкви, необходимо вы­слушать благодарственные молитвы.

-356-

Благодарственные молитвы по причащении (помеще­ны в «Служебнике», также в «Следованной Псалтири» и других книгах) ведут свое происхождение с самых первых времен христианства. О них упоминает св. Кирилл Иеру­салимский85, а св. Иоанн Златоуст86 строго обличает тех, кто по причащении, не дожидаясь благодарственных мо­литв, тотчас выходят из церкви. Таковых людей он срав­нивает с Иудою, который после вечери, прежде нежели воспета была песнь, вышел вон, а прочие апостолы оста­лись с Господом петь песнь (Мф. 26, 30). В память об этом Церковь установила молитвы по причащении.

И весь день, по принятии Св. Таин, христианин должен всячески блюстись от греха, пребывая в воздержании и молчании. Бегать людей в это время надо всеми силами. Да и зачем, какая с ними может быть беседа, когда мы приня­ли в себя Самого Христа и можем беседовать лицом к лицу с Ним, Сладчайшим Господом?

Должно всячески также блюстись, чтобы не плевать в тот день87, не нужно и зубы чистить и рот полоскать до по­луночи — до начала следующего дня.

Одним словом, и извне и изнутри будем хранить себя, зная, как говорит св. Димитрий Ростовский, что Христос до тех пор в нас пребывает, «донельже и человек в Нем пребывает, не отлучаясь от Него ни камо (никуда. — Еп. Варнава) помышлением своим. Аще же начнет что худое помышляти, или нелепая глаголати, или недоброе деяти, то абие отходит от него Христос, глаголя: Се, оставляется тебе дом твой пуст... [Лк. 13, 35]».

-357-