II. Необходимость покаяния

I. Сущность покаяния с духовно-благодатной стороны

«Покаяние есть возобновление крещения121. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения122. Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения. Покаяние есть помысл самоосужде-

-319-

ния и попечения о себе, свободное от внешних попечений... Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного. Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве»123.

Итак, покаяние есть благодать (Ин. 1, 16)124. И до тех пор, пока человек не приобретет этой благодати, он — чадо гнева (Еф. 2, 3). И хотя будет искать других путей ко спасе­нию (все люди ищут счастья на земле и спасения), однако не найдет. Сила покаяния так велика, что если бы его Бог не даровал людям, то не спасся бы ни один человек125.

Но, как видно из предыдущего, покаяние не есть только что-либо самозамкнутое в человеке, являющееся результа­том целеустремленного действия его духовных сил, на­правленных на усовершенствование личного «я». Однако делания, хотя бы и великого, телесного или духовного, ма­ло. Покаяние есть именно благодать Божия, дарование Христово, милость Господня. Оно есть райская дверь в Божие жилище, в самую Любовь Божию, при помощи этой же Любви. От человека требуется немногое, а великое дает Бог и дает даром (Рим. 3, 24). «Как иной человек, принеся великий дар царю, награждается от него ласковым взором, так и тому, кто имеет в молитве своей слезы, великий Царь веков, Бог, прощает всякую меру грехопадений и награжда­ет его благоволительным взором». В истине этих слов преп. Исаака Сирина126 не позволяет сомневаться само Писание, точнее сказать Сам Бог (4 Цар. 20, 5; 3 Цар. 21, 29; 2 Цар. 33, 13; Лк. 7, 44, 47-48).

Но покаяние у человека есть только, пока он жив. По смерти за гробом его нет (Мф. 9, 6; Лк. 13, 24-25; Рим. 2, 4-6)127.

Если таковы свойства истинного покаяния, то понятно, что оно для нас всячески необходимо.

Необходимость покаяния видна из слов, учения и дея­тельности на земле Самого Господа. Первое слово первой Его проповеди было не какое другое, а — «покайтесь» (Мф. 4, 17). И целью Своего первого пришествия Господь Сам ставил покаяние (Мф. 9,13). Это же заповедал и Своим уче-

-320-

никам-апостолам (Лк. 24,47), что они до смерти и исполня­ли, засвидетельствуй иудеем же и еллином еже к Богу пока­яние (Деян. 20, 21). В случае же нераскаянности Господь грозит наказаниями и вечной гибелью (Лк. 13,3; Откр. 2, 5). Покаяние всем необходимо — и грешным, и праведным, - ибо ecu согрешиша и лишены суть славы Божия (Рим. 3, 23). Нет такого предела совершенства человеческого, при котором покаяние было бы уже излишним. Посредством покаяния новоначальные приобретают начатки благочес­тия, находящиеся на средней ступени преуспевают в благо­честивой жизни, а совершенные утверждаются в ней. По­этому-то покаяние до самой смерти не определяется и не ограничивается никакими делами, ни временем128. Оно требуется и свойством падшей природы человеческой, по­тому что лишь только кто оставил бы труды и подвиги по­каяния, как тотчас потянулся бы на старые грехи и страсти, и прежние раны вновь загнились бы сукровицей страстей. В непрестанном покаянном делании — спасение от грехов и страстей. Поэтому, если бы не было покаяния, не было бы и святых, ибо последние соделываются таковыми чрез при­обретение крайнего смирения, а его можно получить не иначе, как чрез покаяние. Самое покаяние, как мы видели выше, некоторыми из великих отцов расценивается как кристаллизовавшееся, чрезвычайное смирение129.