Виды телесного подвижничества.

Если не для того, чтобы подражать вели­чайшим подвигам древних отцов, то хоть ради того, чтобы можно было чем укорить себя каждому подвизающемуся в недо­статке ревности и трудов по Боге, приведу некоторые сведения из жизни святых от­цов и жен, просиявших своими подвига­ми. Но упомяну лишь малую часть из всего того громадно­го материала, которым владеет церковная история. Чтобы дать надлежащее понятие об этом предмете, надо написать целую отдельную книгу. (Их и пишут, причем иногда лю­ди, интересующиеся монашеством со стороны, совсем не­достойной упоминания1.)

Подвиги, ограничивающие телесные потребности человека

I. Необходимые — сон, пищу, одежду, жилище

1. Бдение. Святые отцы спали очень мало. Сон подвиж­ников находится в обратной зависимости от их преуспея­ния: чем выше они поднимаются в духовной жизни, тем меньше спят. Св. Илиодор, воск2, по словам церковного историка Созомена, не спал по несколько ночей подряд, преп. Маркиан ночью читал Библию, ища в ней «нетлен­ного сокровища Божественной воли»3. Подобное же рассказывается про блаженного Иону, садовника в одном из монастырей Пахомия Великого. Он не знал, по житию, что такое покой. Проживши в обители 85 лет, Иона ни разу не заснул лежа даже до самой своей смерти, но после целод-

-202-

невного труда в монастырском саду он, по заходе солнца и по вкушении суровой пищи, входил в свою келью и, сидя, руками плел, не зажигая светильника, напролет всю ночь, до самой заутрени, веревки, а устами творил молитву. Лег­кая дремота при этих занятиях заменяла ему настоящий сон4. Сам Пахомий Великий, видя постоянные нападки на себя бесов, просил Бога, чтобы Он даровал ему, насколько возможно, способность пребывать без сна и ночью и днем, чтобы не быть окрадену демонами. И Господь даровал ему просимое5. Св. Иоанн Постник, патриарх Константино­польский, так измерял время своего сна (а спал он в сидя­чем положении): зажигал свечку, к нижнему ее краю привя­зывал небольшую веревку и ставил ее над лоханью с водой. Когда свечка, догорев, зажигала веревку, последняя падала в воду и производила шипение, от которого святой и про­сыпался6. Про Арсения Великого авва Даниил сказывал, что он всю ночь проводил в бдении и, когда перед утром природа побуждала его заснуть, говорил сну: «Иди, злой раб» — и, заснув ненадолго сидя, тотчас вставал7. Еще рас­сказывает про себя преп. Иоанн Кассиан: «Сей Феодор [про которого у него была речь выше, ученик св. Пахомия Великого], желая узнать, что я — тогда еще бывший моло­дой отшельник — делаю, пришел ко мне в келью в полночь неожиданно. Увидав, что я, по окончании вечернего молит-вословия, лег на рогожу для успокоения ослабевшего тела, он со вздохом сказал:

- Иоанн! Сколь многие в настоящий час беседуют с Бо­гом и объемлют Его сердцем и умом, а ты, предаваясь сну, лишаешься сего света...»8

Есть в житиях святых примеры, еще более поразитель­ные в этом отношении, они будут приведены в других ме­стах9.

2. Пост. Святые отцы наблюдали крайнее воздержание во времени принятия пищи, в составе ее, в качестве и в ко­личестве. Вот несколько примеров.

Авва Вениамин, пресвитер из Келий, сказывал: «При­шли мы в скит к одному старцу и хотели дать ему немного масла. Но он сказал нам:

- Вот здесь стоит малый сосуд, который вы принесли мне назад три года: как вы поставили его, так он и остал­ся»10.

-203-

Об авве Макарии Великом рассказали следующее. Когда случалось ему быть с братиею, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для под­крепления давали ему вина, старец с радостию принимал его, чтобы после мучить себя. Но ученик его, зная, в чем де­ло, говорил братии: «Ради Господа, не давайте ему вина; иначе он будет мучить себя в келье». Братия, узнав сие, больше не подносили ему вина11.

Св. Савин, сирийский подвижник, питался мукою, смо­ченной водою, да и то уже заплесневелою12. Преп. Марки-ан Халкидский питался одним хлебом (четверть фунта в день), и от такой меры у него «каждый день были еще ос­татки»13. Настоятель Коринфской обители Евсевий сам принимал пищу через 3-4 дня, а сожителям позволял при­нимать через день; Симеон же Ветхий мог быть без пищи целую неделю14. Обыкновенный образ жизни св. Макария Александрийского был такой же — поститься по целой не­деле15. Многие из святых в подражание Самому Господу проводили без пищи и пития всю св. Четыредесятницу.

Но особенно в подвижническом отношении ценилось воздержание не от пищи, а от пития. И святые отцы делали в этом отношении удивительные вещи, которыми приводи­ли в изумление друг друга.

Однажды авва Ахила, в ските, пришел в келью аввы Исайи и увидел, что он ест. На блюде у него была вода с со­лью. Старец, заметив, что авва Исайя спрятал блюдо за корзину, спросил его: «Скажи мне, что ты ел?» Исайя отве­чал: «Прости мне, отец! Резал я ветви, и настал жар. Я взял в рот кусок соли, но горло мое высохло от жару, и кусок не пошел. Поэтому я принужден был подлить в соль немного воды, чтобы можно было мне поесть. Но прости мне!» Тог­да старец сказал: «Пойдите, посмотрите на Исайю, как он хлебает похлебку в ските! Если хочешь хлебать похлебку, то ступай в Египет»16.

Так древние подвижники в тропический зной, с пересох­шим от жара горлом, кормили себя еще «похлебкой» из соли!..

Временем принятия пищи было время после девятого часа, по-нашему после трех часов пополудни, к вечеру или даже по наступлении ночи17. Но делали исключение из этого правила ради исполнения заповеди о любви, если приходил странник, гость18.

-204-

3. Нагота. Еще апостол Павел писал к коринфянам: «...(мы) до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем...» (1 Кор. 4, 11). «Ученикам суждено было проповедо­вать новое евангелие, не отягчаясь сандалиями и кожами [Мф. 10,10]. И воинам, разделившим одежды Иисусовы, не пришлось унести сапоги Его [Ин. 19, 23-24]. Ибо Господин не мог иметь того, что запретил слугам»19. Поэтому, следуя по стопам Спасителя и апостолов, и святые отцы не забо­тились об одежде. Св. Симеон Ветхий имел вид человека неубранного и неопрятного, носившего на плечах козью кожу. Одежда св. Ефрема Сирина вся состояла из лоскут­ков, а преп. Мавсима, также сирийца, из заплат20; то же и у других святых.

Что касается вида (формы) самой одежды, то она состо­яла у древних монахов из хитона (другие названия — ле-витон, левитонарий, колловий) — холщевой рубашки с ко­роткими рукавами, милоти (род нашей мантии, верхняя широкая одежда из овечьей или козьей шерсти, тоже бело­го цвета) и власяницы у строгих подвижников (из грубой, колючей шерсти, надеваемой прямо на голое тело). По примеру св. Иоанна Предтечи (Мф. 3, 4) и пророка Илии (4 Цар. 1, 8), подвижники ее часто носили (во время поста и покаяния), а иные, как Антоний и Иларион Великие, и постоянно, за что некоторые иногда получали прозвища «власяничник»21.

Но были подвижники, которые и этим малым количест­вом одежды пренебрегали, а ходили совершенно нагими. Это — те, кто жил в самых дальних, внутренних пустынях, кого глаз человеческий никогда не видел и кто только пред смертью был открываем Промыслом Божиим людям. Ино­гда для защиты от атмосферных явлений (холода, зноя, дождя) Господь одевал их, как диких зверей, природным волосяным покровом по всему телу. Из этого рода подвиж­ников можно указать на восков (см. ниже) Марка Фраческого, Онуфрия Великого, Марию Египетскую, Петра Афонского и — даже у нас в России, под пятьдесят пятым градусом северной широты, — на Василия Блаженного22.

4. Лишение себя постоянного и удобного крова Многие отшельники жили в брошенных гробницах, ос­тавшихся от древних фараоновых времен23, в глубоких пещерах и в отдельных хижинах, иногда таких малых раз-

-205-

меров, что в них нельзя было как следует ни встать, ни лечь. А некоторые и просто под открытым небом проводи­ли всю жизнь.

Так, знаменитый Иаков Великий Кафра-Рехимский (си­риец) подвизался на виду у всех, на горе, не имея ни хижи­ны, ни палатки, ни рощи, ни плетня, который заградил бы его собою. «В иное время его мочил сильный дождь, — гово­рит блаж. Феодорит24, — в другое холодили снег и мороз, в третье палили и жгли лучи солнца, — и все это праведник переносил терпеливо и, сражаясь как бы в чужом теле, рев-ностию старался победить свою природу»25. «Часто по три дня и по стольку же ночей проводил он под снегом, который во время молитвы покрывал его до того, что не видно было ни одного лоскутка одежды его. Часто соседи, разгребая на­валившийся снег заступами и лопатами, находили старца, лежащего под снегом, и поднимали его»26.

Но некоторым мало было и того, чтобы жить только под открытым небом. И один из сирийцев, св. Фалалей, приду­мал такой способ самоумерщвления: устроив два колеса и скрепив их планками, он подвесил это двойное колесо на трех шестах и поместился в нем, хотя его жилище, надо прибавить, имело внутри высоту только два локтя, а в ши­рину один, между тем как преп. Фалалей был очень высо­кого роста27.

Наряду со св. Симеоном Столпником — основателем особой формы подвижничества того же рода, о котором здесь идет речь, и Иаковом Кафра-Рехимским, славился в Сирии, как равный им по жизни, еще один великий по­движник, св. Варадат. Он сначала подвизался в ящике, по­добном убежищу Фалалея, хотя и стоящем на земле, а не ви­сячем, но после этого невыносимого сидения в согбенном положении (ящик был ниже его роста) он, по послушанию тогдашнему Антиохийскому архиепископу Феодоту (419-422 гг.), облегчил, если можно так выразиться, подвиг и стал подвижничать, стоя на земле (в отличие от столпни­ков), но в сплошном кожаном хитоне, имевшем только одно небольшое отверстие около рта и носа для пропуска возду­ха, и с постоянно воздетыми к небу руками28.

Даже женщины — что удивительно, — и те принимали на себя такие же тяжкие подвиги. Так, преподобные Мари­на и Кира, тоже сириянки, жили хотя и в закрытом от взо­ров помещении, но без крыши, под открытым небом29.

-206-

Другие подвижники, хотя пребывали и в защищенном от непогоды помещении, но жизнь их была столь неприхотли­ва и стеснительна, что являла собой также жестокий подвиг.

Так, преп. Марис жил в чрезвычайно сырой хижине, св. Марон имел хижину из волосянистых кож в роще (некогда служившей местом для идольских жертвоприношений), преп. Домнина устроила себе палатку из стеблей мелиссы30.

Сам Господь следил за границами, в которых протекали их подвиги, и за теми, кто подвизался; и только могущим вынести таковые труды дозволял совершать их, и то не все­гда. Так, рассказывал один из отцов об авве Сисое Кала-монском: однажды он, желая победить сон, привесил себя к утесу в Петре. Но ангел пришел, снял его и запретил ему делать подобное, чтобы не подать примера другим, для ко­торых это могло бы окончиться плачевно31.

II. Подвиги, направленные против неги тела

5. Долулегание. Святые угодники Божий не упокоевали свое тело на мягких креслах, диванах и постелях, но, помня слова Спасителя, что те, иже мягкая носящий, в домех цар­ских суть (Мф. 11,8), — с каковыми у них нет ничего обще­го, — всячески озлобляли свое тело. Поэтому они даже для сна, этой необходимой потребности, отводили место самое неудобное и неподходящее, чтобы и здесь не дать покоя своей плоти — этой постоянной предательнице всякого же­лающего благоугодить Богу. Так, например, святые Анто­ний и Иларион Великие, св. Иаков Нисивийский, преп. Ефрем Сирин, Горгония, сестра св. Григория Богослова, и многие другие спали на голой земле; преп. Серафим Саров­ский в затворе спал на кирпичах и камнях; блаж. Исидор Ростовский — на грудах мусора и на навозных кучах посре­ди города, где придется...

Интересен рассказ в этом отношении епископа Палла­дия, автора «Лавсаика», о преп. Сальвии.

«...Случилось, — передает он, — что нас, несколько бра­тии, отправилось из Элии (так назывался тогда Иерусалим. - Еп. Варнава) в Египет, чтобы проводить блаженную де­ву Сальвию, сестру епарха (начальника области. — Еп. Вар­нава) Руфина. С нами был Ювин, тогда еще диакон, а те­перь уже епископ аскалонской церкви, муж благочестивый и ученый.

-207-

Когда мы пришли в Пелусию32, стало чрезвычайно жар­ко, и Ювин, взяв рукомойник, вымыл себе холодною водою руки и ноги, потом разостлал на земле кожу и прилег от­дохнуть.

Заметив это, блаженная Сальвия, как умная мать, забо­тящаяся о родном сыне, стала упрекать его, что он нежит свое тело, и сказала:

— Зачем в таких летах, когда еще кипит в тебе кровь, ты нежишь свое тело, как будто не знаешь, какой может быть от этого тебе вред?

- Поверь, сын, — продолжала она, — вот теперь мне уже 60 лет, а я, кроме оконечностей пальцев, и то когда только готовилась к причащению33, не умывала ни лица, ни ног, ни другой какой части тела. Когда мне случалось страдать от различных недугов и врачи принуждали меня пользовать­ся банею [ванною], я не решалась отдать долг плоти, не ло­жилась спать на постель, не позволяла в дороге носить себя на носилках».

«Сальвия была весьма учена, — продолжу характерис­тику, даваемую ей Палладием, чтобы увеличить ценность предыдущих слов, — любила божественные книги, ночи об­ращала в дни, употребляя на освещение множество масла, и перечитывала все сочинения древних толковников, в чис­ле которых три миллиона объяснительных стихов Ориге-на, двести пятьдесят тысяч Григория, Пиерия, Стефана, Василия и других ученых. Она не пробегала их только, как случалось, но с большим вниманием прочитывала каждую книгу раз семь или восемь»34.

6. Вериги. Обычай носить вериги воспринят подвижни­ками не самочинно, но освящен деяниями Самого Господа и первоверховных Его апостолов Петра и Павла.

В воспоминание Страстей Спасителя и мученичества сих апостолов (Ин. 18, 12, 24; 21, 18; Деян. 12, 6; 2 Тим. 1, 16) их носили для усмирения плоти.

Многие из упоминавшихся уже выше святых носили тя­желые вериги. Так, отшельник Маркиан носил их весом в 2 пуда; Евсевий превзошел и сего, и другого, именно Агапита, который носил вериги в 1 пуд 10 фунтов: он взял их вериги и присоединил их к своим в 3 пуда, так что носил тяжесть в 6 пудов 10 фунтов. Даже жены, упомянутые Марина и Ки­ра, носили великие тяжести и притом в продолжение соро-

-208-

ка двух лет! Преп. Симеон Столпник взял однажды в нача­ле своих подвигов (в возрасте восемнадцати лет) веревку, сплетенную из финиковых ветвей, которою доставали воду из колодца, очень шероховатую, и обвил ею себя по голому телу от бедер до самой шеи. Через девятнадцать дней верев­ка врезалась в тело до костей, само тело загноилось, появи­лись черви и ужасный запах. Братия монастыря, в котором он жил, освободили его от этого мучения насильно. После он надел на себя железную цепь, длиной в двадцать локтей, которую, впрочем, тоже позднее снял. Когда цепь раскова­ли, то под куском кожи, на который она была надета, нашли до двадцати червей!35 У нас на Св. Руси многие блаженные и Христа ради юродивые носили вериги.

Вообще же говоря, хотя великие святые и носили вери­ги, но только некоторые из них, а многие не хотели их наде­вать, хотя и могли бы это делать без вреда (имеется в виду от тщеславия) для своей души. Поступали так по смирению, показывая пример и прочим. Например, преп. Серафим Саровский для умерщвления плоти носил под рубашкою на веревке только большой пятивершковый железный крест, а вериг (также и власяницы) не носил и другим не советовал.

Его рассуждения на этот счет можно привести как об­разцовые, подводящие итог опыту древних подвижников (описанному у Епифания Кипрского, Иеронима, Аполлония).

«Кто нас оскорбит словом или делом, — говорил он, — и если мы переносим обиды по-евангельски, вот и вериги на­ши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница вы­ше железных, которые надевают на себя нынешние люди. Правда, многие из святых отцов носили и власяницу и же­лезные вериги, но они были мужи мудрые и совершенные и все это делали из любви Божией, для совершенного умерщвления плоти и страстей, и для покорения их духу. Таковы были из наших русских православных святых: преп. Феодосии Печерский, Феодосии Тотемский, Василий Блаженный и другие. Но мы еще младенцы, и страсти все еще царствуют в нашем теле и противятся воле и закону Божию. Так что же будет в том, что мы наденем и вериги, и власяни­цу, а будем спать, есть и пить столько, сколько душе хочет­ся? Мы не можем и самомалейшего оскорбления от брата перенести великодушно. От начальнического же слова и выговора впадаем в совершенное уныние и отчаяние, так что и в другой монастырь выходим мыслию и, с завистью

-209-

указывая на других своих собратий, которые в милости и доверенности у начальника, принимаем все его распоряже­ния за обиду, за невнимание и недоброжелательство к себе. Как, стало быть, мало или вовсе нет в нас никакого фунда­мента к монашеской жизни! И все это оттого, что мы мало о ней рассуждаем и ей внимаем. Можно ли же в таком состоя­нии духа и жизни покушаться на подвиг, свойственный му­дрым и совершенным отцам, носить вериги и власяницу?»36

7. Поклоны. Число поклонов, которые клали святые, по теперешним представлениям, покажется совершенно неве­роятным. Но и в то время им удивлялись. Преп. Серафим Саровский клал по тысяче земных поклонов ежедневно, когда находился в затворе, кроме совершения остального большого правила37. Блаж. Феодорит сообщает, что преп. Симеон Столпник свою почти непрестанную молитву со­провождал бесчисленными поклонами, и однажды спутник сего кирского епископа стал считать эти поклоны и, насчи­тав 1244, утомился и перестал считать, а подвижник между тем продолжал кланяться38.

Авва Иоанн Евнух рассказывал однажды следующее: «В Фиваиде в киновии аввы Аполлона я зашел в келью одного старца. Там я увидел каменную плиту, на которой молился старец. Падая на плиту руками и коленами, старец продолбил плиту в тех местах, где касались его руки и ко­лена, на глубину четырех пальцев. Сколько же он положил поклонов?!.»39

III. Подвиги, относящиеся

к общему состоянию спасаемого

Все до сих пор упомянутые мною способы усмирения плоти и страстей направлены, как легко заметить, на самую личность подвижника, и даже еще того ограниченнее - только на тело последнего. Теперь я приведу несколько других способов, которые, кроме вышеприведенных родов подвижничества, требуют от человека и иных самоограни­чений, обуславливающих его отношения с другими людьми или даже совсем их исключающих.

8. Мученичество. Подвижничество есть само по себе мученичество (взять хотя бы все предыдущие виды само­умерщвления). Сами святые так на это и смотрят.

-210-

Авва Афанасий сказал:

«Некоторые говорят: "Ныне нет мученического подвига". Несправедливо. Можно вступать в мученический подвиг под руководством совести. Умри греху, умертви уды твоя, яже на земли (Кол. 3, 5), и будешь мучеником по произво­лению. Мученики боролись с мучителями, царями и князь­ями; и ты имеешь мучителя, терзающего тебя, — диавола, имеешь князей, преследующих тебя, — демонов. Некогда были воздвигнуты диаволу и демонам капища и жертвен­ники, приносилось каждому кумиру ложному мерзостное идолослужение; уразумей, что и ныне могут быть в душе капище и жертвенник, может быть мысленный кумир. Ка­пище — ненасытное сладострастие, жертвенник — сладост­растные вожделения, кумир — дух вожделения. Работаю­щий блуду и увлеченный сладострастием отвергся Иисуса, поклоняется идолу, имеет в себе истукан Венеры — мерзо­стную плотскую страсть. Опять: если кто побеждается гне­вом и яростью и не отсекает этих неистовых страстей, тот отрекся Иисуса, имеет своим богом Марса, подчинил себя гневу, что служит знамением беснования. Другой сребро­любив: затворяя свое сердце для брата своего и не милуя ближнего своего, он отрекся Иисуса, служит идолам, имеет в себе кумира — Аполлона и поклоняется твари, оставив Творца. Корень всем грехам — сребролюбие. Если удер­жишься и сохранишься от неистовых страстей, то ты по­прал кумиров, отверг зловерие, соделался мучеником, ис­поведал святое исповедание»40.

Св. Исаак Сирин говорит:

«Предай себя на то, чтобы умирать в подвигах и не жить в нерадении. Ибо не те только мученики, которые прияли смерть за веру во Христа, но и те, которые умирают за со­блюдение заповедей Христовых»41.

Но я здесь буду говорить о состоянии подвижника, близком к действительному мученичеству, когда он преда­ет себя добровольно, ради Христа, на молчаливое и безро­потное перенесение бесчестий, поруганий и даже биений со стороны окружающих братии. Таковы в древности были преподобные Аввакир, Акакий, Иоанн Савваит, упоминае­мые в «Лествице»42, преп. Дула, страстотерпец египетский43, и другие.

И в наше время, даже в христианской, хотя бы и по имени только, среде могут быть мученики за Христа44, и

-211-

притом в подлинном, прямом смысле, то есть принимаю­щие страдания от других (вплоть до смерти), а не измож-дающие сами себя. Я приведу примеры хотя из недавней, но вошедшей в историю действительности, которая еще в дореволюционное время была свободно отражена в документах и воспоминаниях современников, став достоянием общественности. Можно бы их заменить и свежими фак­тами, ибо недостатка в таких случаях никогда нет; но я хо­чу дать примеры для душеполезного назидания, а не для возбуждения и растравления страстей. Не хотелось мне приводить свидетельства и из эпохи Неронов, Диоклети­анов, Дециев, потому что родные по крови и ближайшие по времени святые мученики нам драгоценнее и милее.

Не могу не видеть, конечно, что с извращением евангель­ских заветов у нынешних людей появляются при чтении и изучении таких примеров (или слышании о таковых) мсти­тельное и злобное настроение и гордость далеко не христи­анского, если можно так выразиться, характера. Тогда как первые христиане, когда вели их самих и их ближних на пытки, не горели местью, а наипаче молились за своих му­чителей, и для древней Церкви святые мученики были не затравленными, жалкими людьми, не могшими постоять за свое «человеческое достоинство» и «свободу», а истинно свободными сынами Божественного Света и Вечной Жиз­ни, господами положения, которые могут — и это делали — наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10, 19). Мученики — это была слава Церкви, не запятнан­ная никакими злобными чувствами к своим поработителям! Акты судебные списывались первыми христианами и чита­лись в церкви после Свящ. Писания! Таково было уваже­ние к этим кровавым языческим документам, извлеченным из тайных архивов тогдашних шпионских учреждений. В целях прославления церковном смысле) я и хочу почтить недавних наших блаженных страстотерпцев, тем более что сама Церковь сочла долгом на последнем Всероссийском Поместном Церковном Соборе вспомнить о них и помянуть в общих выражениях об их подвигах за особой службой (в каноне) в честь Всех русских святых45. Я, со своей стороны, сообщу некоторые детали из этих новых «мученических ак­тов». А бояться, что отсюда не устроенные душевно люди вред получат и вместо любви загорятся ненавистью, — зна­чит не исполнить ни одной добродетели.

-212-

Но то, что я назвал ради чести блаженных предков «му­ченическими деяниями», в истории просто относится к прозаической области наказаний, отбывавшихся крепост­ными в эпоху перед их освобождением*.

(*У автора было намерение написать также параграф «Благодаре­ние». Здесь уместно привести заметки к нему, принадлежащие еп. Варнаве:

«За все издевательства, которые принял старик лет шестидеся­ти по прозвищу Сучок (Тургенев. Записки охотника. Рассказ "Льгов"), он только благодарил Бога. "— Есть у тебя семейство? Был женат?

— Нет, батюшка, не был. Татьяна Васильевна покойница — цар­ство ей небесное! — никому не позволяла жениться. Сохрани Бог! Бывало, говорит: "Ведь живу же я так, в девках, что за ба­ловство! чего им надо?"

— Чем же ты живешь теперь? Жалованье получаешь?

— Какое, батюшка, жалованье!.. Харчи выдаются — и то слава Те­бе, Господи! много доволен. Продли Бог века нашей госпоже!.." Насколько господа развращались, настолько слуги преуспевали в доброте и приобретали чистоту и ясность души и совершенное незлобие.

Такое смирение у наших крепостных было, что благодарили за "науку", за сечение и порку: см. известную картину художника Н. В. Орлова "Приготовление к наказанию". Омерзительная сцена: обнажение приговоренного в присутствии ребенка; дру­гой наивный выходит из "застенка" и крестится: "Слава Богу за муку".

"Многие девушки, — говорит Салтыков-Щедрин в "Пошехон­ской старине", — были удивительно терпеливы, кротки и горя­чо верили, что смерть возместит им те радости и услады, в кото­рых так сурово отказала им жизнь".

"Благодарение при скорбях всего скорее привлекает милость Божию", — сказывал Великий Варсонофий». — Прим, состави­теля.)

Наказания эти были следующие46.

Розги. Известный писатель, этнограф и педагог Белец­кий-Носенко говорил, что «50 розог не могут даже ребенка изувечить», а 4000 шпицрутенов (прутьев, палок), которы­ми наказывали солдат за дезертирство из полка, «никто не осмелится назвать бесчеловечным». Понятно, что у него в деревне розга была главным и единственным воспитатель­ным средством.

Хотя это и неприемлемо для нынешних людей, но ра-

-213-

зумно употребляемые розги у древних человеколюбивых, как никто на земле, отцов считались хорошим пособием в духовной жизни. И они находили, что телесные наказания для молодых монахов гораздо полезнее, чем отлучение их от молитвенного, например, собрания и вообще епитимий чисто духовного порядка, от которых у неопытных и ново­начальных сердце ожесточается, грубеет и каменеет, вмес­то того чтобы приобретать сокрушение. Но с провинивши­мися старыми монахами дело обстоит наоборот47.

В виду такой пользы розог преп. Симеон Новый Бого­слов советует и себя самого дома наказывать наедине, а вслед за ним и у нас епископ Феофан (Затворник)48 учит тому же, советуя пользоваться для этого четками. В меру все, конечно, хорошо, а не в меру употребляемая розга при­водит или к только что упомянутому изуверству (как у Бе­лецкого-Носенко), или к изуверству флагеллантовии*(*Флагеллантовия — страсть к самобичеванию. Движение фла­геллантов (бичующихся) существовало в Западной Европе в ХШ-ХУвв., было осуждено католической Церковью. — Прим, составителя.) в Западной католической Церкви49.

Раздевание донага и окунание без перерыва долгое вре­мя в реку50.

У известного американского писателя Джека Лондона в романе «Морской волк» эту «забаву» применил к матросу в океане Вольф Ларсен, и не совсем удачно: акула отгрызла тому ногу.

Травля нагих крепостных собаками51.

Это грустная история. Совершенно явно виден Про­мысл Божий над мучеником.

Прикладывание к ранам от розог шпанских мушек52.

• Морение голодом по несколько суток53.

Вымазывание собственноручно помещиком дегтем и смо­лою стариков, женщин и детей54.

Поучительный пример, показывающий, что «культура» не делает человека «человечным», потому что изобретате­лем этих трех последних пыток был князь (Ю. Н. Г.). С подобным явлением мы еще встретимся.

Бритье и опаливание волос на голове (девочки)55 и «около естества» (женщины)56.

Битье по зубам каблуком57.

-214-

Подвешивание за руки и за ноги на шесты58.

• Вывертывание членов посредством подвешивания и вновь «вправливание» их:59.

«Уточка» (связывание рук и ног и продевание шеста под ними)60.

Надевание «шейных желез», «конских кандалов», «личной сетки» (для пытки голодом)61.

Прикладывание, после надевания «личной сетки», сур­гучной печати на голое тело62.

«Взнуздывание»63.

• Сажание в куб64.

• Ставление на горячую сковороду65.

Сечение «солеными розгами» и натирание солью боль­ных мест66.

Сечение терновником, таволгою и крапивою61.

Лишение соли в пище68.

Забивание в рот кляпа69.

Употребление железных ошейников с гвоздями70.

Наказание плетьми из воловьих жил71.

Наказание «щекобитом»72.

«Щекобит» — это некое деревянное орудие, специально сделанное для битья баб и девок по щекам, чтобы не марать и «не поганить»73 «дворянские руки о хамские рожи»74.

«Стойка»75.

Она состояла в том, что крепостного приковывали це­пью к потолку так, что он оставался во все время наказания в стоячем положении.

«Люлька» (род дыбы)76.

«Горячая рубашка»77.

Делалась в виде обычной для горячечных больных ру­башки, но из шерсти, с «резаным конским волосом». Наде­валась на голое тело.

«Барская кровать»78.

Приговоренного к наказанию привязывали к кровати так, чтобы он не мог пошевельнуться, и оставляли в таком положении без пищи и питья на несколько дней, а рядом ставили для увеличения мук «горячее кушанье», хлеб, ино­гда мясо и воду.

«Жугулевка», «клоповник»79.

Так назывался карцер с искусственно «разведенными» насекомыми.

«Комарня»80.

-215-

Приговоренных привязывали, преимущественно во вре­мя косьбы, к стволу голыми на ночь «около поемных лугов».

Литье за шею кипятка81.

Принуждение есть дохлых пиявок82.

Жжение тела раскаленным железом83.

Зауздывание женщин84.

Применялось якобы для того, чтобы они (скотницы) во время доения коров не сосали молока. Отсюда можно дога­дываться, что кормили их впроголодь, лишь бы ноги таскали.

Посылание дворовых девок за водой за две версты в од­ном платье во всякую погоду и повеление пить эту воду с мылом, если вода казалась помещице взятой не из того ко­лодца85.

Понуждение (той же помещицей) пить собственную мочу, есть как собственный, так и приносимый кал, про­тухшие яйца86.

Сажание обнаженными на лед или в снег87.

Катание на льду или по снегу без всякой одежды88.

Принуждение (тою же помещицей девочки Синклити-кии — таково имя одной из страстотерпиц) есть кирпич, бу­магу, кости, битое стекло (от чего та и умерла)89.

Обливание на морозе холодной водой (той же девочки)90.

Принуждение (другой девочки) есть свою наполовину обрезанную косу91.

Натравливание волчицы на крестьянок92. Зверь жил на дворе этой же помещицы.

Истязание за то, что «у крестьянки шла кровь из ран, нанесенных волчицей»93.

Кормление селедками (причем пить не давали)94.

Привязывание (малолетних) к столбу на куче навоза95.

Втыкание в тело булавок (собственноручно помещи­цей)96.

«Казнь индюками»97.

Наказание ужасное. Помещица приказывала раздевать девушек донага, связывать по рукам и ногам, покрывать простыней, обсыпать рожью и выпускать на них целое ста­до индеек. В результате все тело в синяках, а иногда и в крови. Кричали «благим матом».

«Девку, — передавала одна из приговоренных, — поло­жат на траву перед окнами, а сами сидят у себя в кресле и чай кушают...»

Битье (собственноручно помещицей) утюгом, сучко-

-216-

ватыми палками, вальком, причем жертва ставилась в это время на колени на дрань или тесницы, в которых были на­биты гвозди98.

Обваривание кипятком99.

Это тоже «дамская история». Главное действующее ли­цо — супруга пензенского жандармского полковника.

Вывертывание рук «на станке»100.

Тыкание острыми концами ножниц (барыней своих горничных)101.

Выщипывание бороды «волосок к волоску»102.

Закапывание живьем в землю103.

9. Юродство. Оно явилось углублением и исполнени­ем на деле известных слов божественного Павла (1 Кор. 4, 10). Юродство явилось очень рано, и первый по времени человек, начавший спасаться этим труднейшим подвигом, была женщина, блаженная Исидора, монахиня в Тавеннисийском монастыре, основанном сестрою св. Пахомия Ве­ликого104. Из Египта оно распространилось и по другим странам105.

Характеристику сих равноангельных подвижников сво­его времени дает древний церковный историк Евагрий.

«Между подвижниками, — говорит он, — хотя и весьма немного, но есть и такие, которые, через добродетель до­стигнув бесстрастия, возвращаются в мир и, среди шума притворяясь помешанными, таким образом попирают тще­славие... Любомудрие научило их есть без чувства и в хар­чевнях и в мелочных лавках, не стыдясь ни места, ни лица, вообще ничего. Нередко посещают они бани и там, бывает, и моются большею частью с женщинами, покорив страсти так, что имеют полную власть над своею природою и не склоняются на ее требования ни взглядом, ни прикоснове­нием, ни даже объятием девы. С мужчинами они — мужчи­ны, с женщинами — женщины, и хотят иметь не одну, а обе природы. Кратко сказать: в доблестной и богоносной их жизни добродетель противодействует законам природы и предписывает ей собственные законы... Это какие-то борцы и бескровные бойцы, вместо открытых и роскошных обе­дов содержащие пост и вместо сытных блюд не вкушающие, сколько это возможно, ничего. А когда приходит к ним странник, хотя бы рано поутру106, они принимают его с та­ким радушием и благожеланием, что выдумывают другой

-217-

род поста — едят не хотя... Враги своих хотений и своей природы, они служат хотениям ближних, чтобы всеми средствами изгонять удовольствия плоти и чтобы прави­тельницею была душа...»107

Действительно, подвиг юродивых есть подвиг, всецело направленный на служение ближним108. Понятно, что на такой подвиг нужно особое призвание и благословение свыше и что сам он предпринимается для сокрытия вели­ких дарований Божиих, подаваемых человеку. Творить же блазнительные поступки с тою только целью, чтобы тебя за них уничижали, дело неразумное и далеко не безгреш­ное109.

Знаменитый во отцах, затворниках и созерцателях, св. Исаак Сирин рассказывает один случай из своей молодос­ти, поясняющий это положение. Ходил он в целях духовно­го окормления к одному святому, как сам выражается, «древнему, прекрасному и добродетельному» старцу.

«Некогда сказал я ему:

- Пришел мне, отец, помысл пойти в воскресный день на церковную паперть, сесть там и рано утром есть, чтобы всякий входящий и выходящий, увидев меня, уничижил110.

На это старец отвечал мне так:

- Писано, что всякий, кто делает соблазн мирянам, не узрит света. И ты никому не известен в этой стороне, жи­тия твоего не знают, будут же говорить, что монахи с утра едят. Особенно же братия здесь новоначальные и немощ­ные в своих помыслах... как скоро увидят, что сделал ты это, потерпят вред. Древние отцы делывали так по причине многих совершенных ими чудотворений и по причине ока­зываемой им чести и прославления их имени, и делали это, чтобы подвергнуть себя бесчестию, скрыть славу жития своего и удалить от себя причины к гордыне. А тебя что за­ставляет поступить подобным сему образом? Не знаешь разве, что всякому житию свой чин и свое время? Ты не имеешь такого отличного жития и такого имени, а живешь, как и прочие братия. Ты себе не принесешь пользы, а дру­гому повредишь. Притом такое действование полезно не всем, но одним совершенным и великим, потому что в этом есть отрешение от чувств111. Достигшим же только среди­ны и новоначальным112 оно вредно, потому что таковые имеют нужду в большей предосторожности и в подчинении чувств. Старцы уже пережили время осторожности и из-

-218-

влекают пользу, из чего только захотят. Ибо неопытные купцы в больших оборотах великие причиняют себе убыт­ки, а в маловажных оборотах скоро придут с успехом впе­ред. И опять, как я сказал, всякому делу свой порядок и всякому роду жизни известное время. Кто прежде времени начинает, что сверх его меры, тот ничего не приобретает, а усугубляет только себе вред. Если вожделенно тебе это, с радостью терпи то бесчестие, которое по Божьему смотре­нию, а не по твоей воле, постигает тебя, и не смущайся, не питай ненависти к тому, кто бесчестит тебя»113.

10. Воскизм. В отличие от двух предыдущих чинов по­движничества, стоявших все же в активном или пассивном отношении к людям, настоящий род делания исключает эти отношения (разумеется постольку, поскольку промыслительно не случается приходящим в пустыню из мира ви­деть этих подвижников. Когда же отшельникам приходи­лось сталкиваться с мирскими, они не отказывали тем в наставлении и совете и даже сами иногда подходили к на­селенным местам). У каждого из указанных чинов имеют­ся свои особенности: первые, мученики, лишены любви своих братьев по плоти и даже больше — преданы от них на страдания; вторые — лишили себя плотского разума как ос­нования всех вещей сего грешного мира; третьи — лишили себя внешнего, привычного, человеческого образа жизни, отказавшись от всех составляющих общественного бытия. Последние назывались βοσκοι, воски, что значит «пасущие­ся», — это очень древний, едва ли не один из первоначаль­ных видов подвижничества, особенно часто встречавшийся в Месопотамии. Жизнь восков так описывает церковный историк Созомен:

«Близ так называемой горы Сигор особенно славились Ватфей, Евсевий, Варгий, Ала, Аввос, Лазарь, бывший епи­скоп, Авдалеос, Зинон и старец Илиодор. Их называли так­же пасущимися, ибо они положили начало этому новому роду любомудрия. Такое название дано им потому, что они не имеют жилищ, не едят хлеба и вареной пищи и не пьют вина, но, живя в горах, всегда славословят Бога молитвами и песнями по уставу Церкви... Когда же наступает время вкусить пищу, каждый из них, взяв серп, отправляется бро­дить по горе, будто пасущееся животное, и питается расте­ниями»114.

-219-

«Воздержание их доходило до высочайшей степени, так что, например, у Ватфея от неядения из зубов выползали черви, Ала до семидесяти лет не вкушал хлеба, а старец Илиодор по целым неделям соблюдал пост и многие ночи проводил без сна»115.

Нет ничего удивительного посему, что даже такой вели­кий подвижник, как Ефрем Сирин, приходит в восхищение и изумление пред их невероятными подвигами и чудесами (он жил в период расцвета этого вида аскетизма) и не на­хвалится их житием.

«...Полетим, — восклицает он в одном слове, — посмот­реть на первоначальные правила людей, которые оставили города и городскую молву и возлюбили горы и пустыни... Пойдем взглянуть на их тела, как облечены они своими же волосами... Пойдем взглянуть на их чаши, растворенные их же слезами... Приидите, посмотрим на камни, которые кла­дут они всегда себе под голову... Если увидит их разбойник, то припадет тотчас и поклонится... Если дикие животные видят их вретища, мгновенно отступают... Всякое пресмы­кающееся попирают они своими ногами... А когда видит их сатана, тотчас приходит в трепет и, болезненно вопия, мгновенно отступает... В вертепах, а также в дебрях живут они, как в спокойных ложницах. А горы и холмы, которые вокруг их, также им приятны, как и высокие стены. Трапе­зою служит им вся земля и всякая гора; а подобно и вечерю составлют дикие былия. Преимущественное их питие — во­ды из ручьев... Все двенадцать часов, которые во дни, идут у них на молитву... Не дают они себе покоя в мире, потому что ждут упокоения там... Подобно зверям, скитаются они со зверями и так же, как птицы, летают по горам; как олени, пасутся с дикими животными; и трапеза им всегда готова, потому что питаются всегда злаком и былиями... С ними всегда чины ангельские; они ограждают и охраняют их не­престанно... Когда преклоняют колена, тогда образуют пред собой болото и производят ручьи слезами своими...116 Где зайдет солнце, там для них ночлег... Где кто-либо из них окончил пост, там, на том самом месте, и надгробный ему памятник»117.

-220-