Значение внешнего поведения христианина для созидания доброго устроения души. Как должно вести себя спасающемуся на людях и наедине с собой.

I. Св. Варсонофий Великий сказал од­нажды по некоторому поводу преп. авве Дорофею, когда тот был еще молодым, недавно поступившим в монастырь по­слушником: «Оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесешь и плоды»1.

Данные слова и каждый спасающийся должен применять к себе, особенно по отношению к распорядку, касающемуся последовательности подвижнических де­ланий. Порядок этот, как мы видели в предыдущем параграфе, святые отцы, по­свящаемые и научаемые Самим Богом, строжайше велят соблюдать. Тем, кто пренебрегает этими советами, они грозят гибелью духовной, что всегда и бывает. Если в физической жизни нельзя мла­денца с первых дней рождения кормить твердой пищей, но надо приучать его к этому постепенно, то тем более необходимо следовать подобному правилу в жизни духовной. Посему нужно начи­нать с простого и более легкого и мало-помалу переходить к более трудному. В данном случае следует сперва привести в порядок и благочиние свои внешние чувства, укротить тело, а потом уже браться и за духовное делание. Впрочем, вернее будет сказать, что надо делать это одновременно: при внеш­нем делании соблюдать чистоту помыслов и при старании стяжать молитву строго сохранять все правила внешнего поведения. Под духовным же деланием я здесь разумею не попытки к созерцанию, за которые как раз и нельзя брать­ся новоначалыюму, а непадаемые*(*твердые, непоколебимые (см.: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 11. М.: Наука, 1986). — Прим, составителя.) добродетели покаяния, сокрушения, плача, самоукорения. И без очищения себя от телесных страстей, без умения владеть собою во всех внеш­них обстоятельствах нельзя приступать к таинственному деланию умно-сердечной молитвы, к воспитанию в себе бо­жественной любви ко всякому человеку и ко всей твари, к дерзновенному толкованию Свящ. Писания.

-154-

Вспомним речь св. Василия Великого, которую он произнес по просьбе Ливания*(*Знаменитый софист и ритор того времени, имевший школу красноречия в Антиохии, в которой воспитывался, между про­чим, св. Иоанн Златоуст.) перед его студентами (оста­новившись у того во время своего паломничества в Иеруса­лим). Святой не что иное сказал юношам, упражняющимся в философии и, конечно, способным к размышлению над многими отвлеченными вопросами, как только то, что мог­ло служить к упорядочению их внешнего обращения с людьми и с собственным телом.

Вот сухой перечень тех пунктов, на которые он в своей речи обращал их внимание. Василий Великий учил молодых людей, чтобы они стяжали душевную чистоту, те­лесное бесстрастие, скромную поступь, тихую речь, прили­чие в словах, умеренность в пище и питии, молчание при старших, внимательность к словам мудрых, повиновение начальникам, к равным себе и низшим нелицемерную лю­бовь, чтобы меньше говорили и более слушали и вникали, от злых, страстных и плотоугодников удалялись, не были безрассудными в словах и многоречивыми, не смеялись бы дерзко над другими, украшались стыдливостью, с женщи­нами непотребными беседу не заводили, глаза имели опу­щенными вниз, а душу, наоборот, направленною к небу, из­бегали споров, не искали бы учительского сана и почести мира сего вменяли бы ни во что. Если же кто-либо из них сделает что-нибудь на пользу ближним, то пусть ожидает награды от Бога и вечного воздаяния от Иисуса Христа, Господа нашего2.

Таков был завет великого подвижника и созерцателя мирским юношам, обучавшимся в светской школе и не знавшим ничего о духовной жизни.

Но эти же наставления подойдут и нынешним мирянам, и даже лицам, вступившим на путь спасения и подвига о Христе Иисусе. Ибо законы духовной жизни даны одни на все времена, до скончания века.

II. Приведу теперь правила практической деятельности, данные великими наставниками и учителями древнего и нового монашества, а вернее сказать, всего мира. Ими спа­сающийся должен руководствоваться в своей личной жиз-

-155-

ни, помня, что чрез неукоснительное исполнение именно этих правил святые отцы сделались славными, рассуди­тельными, духоносными, чудотворцами. Приведу их в под­линных выражениях святых отцов.

Начну с наставлений— все они у меня относятся к ново­начальным — преп. аввы Антония Великого3, разумнейше­го и славнейшего главы иночества всех времен:

(*Нумерация принадлежит еп. Варнаве. — Прим, составителя.)

1.* Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству4, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Сми­рением же доставляется оставление всех грехов.

Смирение состоит в том, когда человек признает себя грешником, не делающим никакого добра пред Богом; ког­да он тщательно наблюдает молчание; когда вменяет себя за ничто; когда не усиливается, чтобы кто-нибудь принял его слово; когда отвергает собственную свою волю, удержи­вает зрение, имеет смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противо­речит, терпеливо переносит бесчестия и понуждает себя пе­реносить труды и скорби.

2. Во всем поведении твоем наблюдай скромность.

3. Лицо твое да будет постоянно печальным, кроме тех случаев, когда посетят тебя странные братия. Тогда прими веселый вид, и поселится в тебя страх Божий.

4. Избегай любопрения и спора.

5. Не смейся.

6. Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтобы не подвергнуться за это суду.

7. В церкви отнюдь не говори.

8. Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою.

9. Никого, ни по какой причине, не обличи в недостатке его.

10. Отнюдь не употребляй божбы, ни в том, что сомни­тельно, ни в том, что верно.

11. Спи мало, в меру, и будут наблюдать над тобой ангелы.

12. Не ешь до сытости.

13. Мяса вовсе не ешь.

-156-

14. Не будь сластолюбив и предан объядению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения.

15. Не разрешай посты иначе, как по величайшей болез­ни.

16. Если посетишь кого-либо из братии, то не оставайся долго в его келье.

17. Если идешь с братиями, то иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание.

18. Путешествуя, не озирайся направо и налево, но вни­май псалмам своим, молись умом Богу во всяком месте, где бы ты ни находился; не позволяй себе свободного обраще­ния с жителями того места.

19. Понуждай себя к рукоделию, и будет обитать в тебе страх Божий.

20. Возлюби труд, и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога.

21. Не надевай одежды, которая приводит тебя в тще­славие.

22. Не оставь воли Божией для исполнения воли людей.

23. Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо.

24. Сын мой! Не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия.

25. Не будь лицемером или притворщиком; не будь лже­цом.

26. Не говори с гневом.

27. Не оправдывай себя перед людьми, но в душе твоей будь мудр, кроток, великодушен, терпелив, тщалив, испол­нен к людям любви.

28. Не возвышай голоса твоего5.

29. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится тебе отнестись к ним о чем-либо, то ска­жи им об этом кратко и со смирением.

30. Обесчещенный, не возненавидь обесчестившего, - скажи сам себе: "Я достоин того, чтобы все братия осыпали меня бесчестиями".

31. Если кто укорит тебя в каком-либо виде греха, кото­рому ты не причастен, смири себя перед укорившим, и на­следуешь нетленный венец.

32. Не приклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем...

33. Уста да говорят всегда правду.

34. Сын мой! Люби бесчестия больше, чем почести; лю­би телесные труды более, нежели упокоение тела; люби

-157-

ущерб в стяжаниях мира сего более, чем приобретение.

35. Сын мой! Великая слава — приучиться молчать. Молчание — подражание Господу нашему, Который ни-чтоже отвеща, яко дивитися Пилату (Мк. 15, 5).

36. Никому не предлагай того, никого не учи тому, что прежде сам не испытал на деле.

37. Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, — празднословие.

38. Муж мудрый основательно знает значение и обста­новку пути своего. По этой причине он не спешит говорить, но выжидает и рассматривает, что следует ему сказать и что выслушать. Напротив того, невоспитанный правильным монашеским воспитанием не останавливается объявлять даже поверенные ему тайны.

39. Тому, кто не внимает словам твоим, не говори их.

40. Друзей твоих предварительно подвергай испытанию и не своди со всеми близкого знакомства. Если заведешь знакомство, не доверяй всем, потому что мир всквашен на лукавстве. В друга себе избери одного брата, боящегося Господа, и прилепись к Богу, как сын к отцу, потому что все люди, за исключением немногих, предались лукавству; земля преисполнилась суетности, попечений и скорбей.

41. О добром деле, которое собираешься сделать, от­нюдь не говори. Исполни его, не разгласив о нем предвари­тельно.

42. Не люби похотений: любящего похотения свои, ког­да он просит чего у Бога, Бог не слушает.

43. Во всем наблюдай смирение: в своей наружности, в своих одеждах, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келье и ее принадлежностях... Когда случится тебе быть с ближним своим, слова твои да не будут растворены хитро­стью, коварством и обманом.

44. Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и по­спешно: в этом — падение твое.

45. Употребляй простейшую пищу.

46. ...Не оскорбись, если кто будет худо говорить о тебе: это — действие нечистейших духов, старающихся устраи­вать препятствия человеку к получению духовного разума.

47. Если брат придет к тебе и откроет тебе свои помыш­ления, то остерегись, не перескажи о них кому-либо; но по­молись за брата и за себя, чтобы вы оба освободились от греховного влияния.

-158-

48. Если отлучишься куда-нибудь... старайся скорее воз­вратиться домой, чтобы продолжительное отсутствие не ослабило твоего молитвенного настроения.

49. Не возьмись за руку ближнего твоего и не прикос­нись к коленям его.

50. Безмолвствуя в келье, прилежи к следующим трем занятиям: к чтению Писания, к молитве и к рукоделию.

51. При наступлении каждого дня устраивай себя так, как бы этот день был последним в твоей земной жизни, и сохранишь себя от грехов.

52. ...Главу твою держи опущенною, и язык твой да бу­дет всегда готов сказать укоряющему тебя: "Владыко мой! Прости меня".

53. О делах мира сего отнюдь не говори.

54. Грех, соделанный тобою, не скрой от духовного отца твоего.

55. ...Не слушай произносящего пустые слова, чтобы ими не запечатлелась душа твоя.

56. От шуток и от препровождения времени в смехословии и забавах всячески остерегайся.

57. Подобает юному монаху совещаться со старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келье, о каж­дой капле воды, которую он выпивает. Говорю это потому, что знаю некоторых монахов, низвергшихся в падение именно оттого, что признавали себя угождающими Богу...

58. Я, Антоний, говорю тебе истину. Внимательно вы­слушивай слова мои и сложи их в сердце твоем. Знай, что этими наставлениями и завещаниями я предаю тебя Твор­цу. Если ты будешь соблюдать их, то возвеселишься со все­ми ангелами и посрамишь всех злых духов. Если будешь исполнять их на деле и проводить по ним жительство, то Бог будет с тобою, и ангелы Его окружат тебя. Душа твоя наполнится благоуханием, которое издают из себя святые... соделаешься жертвоприношением Богу и услышишь глас, говорящий тебе: добре, рабе благий и верный, о моле был ecu верен, над многими тя поставлю... вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21), Которому да будет слава во веки. Аминь».

Перейду теперь к авве Исайи, отшельнику египетско­му6, и дополню предыдущие наставления некоторыми но­выми советами из его поучений. Как и великий Антоний,

-159-

сей славнейший делатель плача и досточудный обладатель совершеннейших дарований духовных начинает свое «На­ставление новоначальным» со смирения:

59. Прежде всего для нас необходимо смиренномуд­рие, чтобы быть всегда готовым при каждом слове, которое слышим, или деле, отвечать: прости. Ибо смиренномудри­ем разрушаются все козни вражий.

60. Когда тебе нужно уснуть в каком-либо месте, не по­крывайся с другим одною одеждою, и прежде чем заснешь, излей к Богу многие молитвы в сердце своем.

61. Ноги твои да будут покрыты одеждою.

62. Колена твои да будут сложены одно с другим7.

63. Во время трапезы не обращай взоров твоих на ближ­него, не смотри туда и сюда и не произноси пустых слов.

64. Желая чего-либо взять, не простирай к тому руки прежде, чем скажешь: "Благословите".

65. Если приобретешь себе книгу, то не заботься об ук­рашении ее: ибо это и есть страсть.

66. Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай сего ложью от стыда, но с поклоном проси про­щения...

68. Если духовный отец твой пошлет тебя за каким-ли­бо делом (разумеется вне монастыря. — Еп. Варнава), то спроси его, где велит тебе остановиться, и что для него нужно там сделать, и какое даст тебе повеление; старайся в точности его исполнить, ни более, ни менее приказанного. По возвращении твоем никому не рассказывай того, что ус­лышишь вне монастыря, и сам не удерживай того в памяти.

- Если идешь в пути со старцем, то никак не допусти его нести ношу, какая будет у вас; если же вы равные, то не­сите ее попеременно, но так, чтобы несущий шел всегда впереди.

- Никто отнюдь не должен входить в келью своего бра­та (без надобности).

- Не старайтесь видеться друг с другом прежде опреде­ленного времени.

- Понуждай себя к частой молитве: ибо молитва есть свет для твоей души.

- Ежедневно размышляй о грехах своих: если будешь молиться об их прощении, то Бог простит тебе грехи.

-160-

- Если пойдешь для свидания с братией, живущей в мо­настырях, то пребывай у того, к кому придешь прежде, и не переходи от одного к другому, не спросив его наперед, со­гласен ли он на это или нет...

- Если приступаешь к причащению Св. Тайн, наблюдай за всеми помыслами твоими, чтобы не причаститься в осуждение.

- Желая у кого-либо остановиться, не ожидай, чтобы тебя приняли с радостью; когда же примут, благодари Бога.

— Да не дерзнет кто-либо учить другого или приказы­вать.

- Если исправляете какое дело внутри кельи, оставляй­те, чтобы каждый делал, как хочет.

- Если кто скажет: "Прошу вас, научите меня, я этого не знаю", то знающий не противься и не отговаривайся незна­нием, ибо такое смирение не по Богу.

- Если увидишь брата, исправляющего какое дело, не говори, что он не так делает или портит дело.

- Если же он будет просить тебя, чтобы ты его научил, ты же не сделаешь, а промолчишь, то этим покажешь, что в тебе нет любви Божией, а лукавство.

- Если брат не довольно хорошо сварил пищу, не гово­ри, что он худо сварил, потому что в этом заключается смерть для твоей души; но размысли, как для тебя тяжело и скорбно было бы услышать эти слова от другого, — и ус­покоишься.

- Если во время псалмопения ошибется кто в каком слове, не поправляй его тотчас и не смущай; хотя бы он и слово пропустил, не беспокойся. Когда же он попросит те­бя, чтобы ты его исправлял, делай это с любовью.

- Если будет за столом пища, которой кто-либо из бра­тии по немощи не может употреблять, то таковой не дол­жен говорить: "Не могу вкушать ее", но пусть понуждает себя Бога ради сколько можно, и Бог успокоит его8.

— Если вы исправляете вместе какое-нибудь дело и кто-либо из вас по малодушию испортит нечто, не упрекайте его в этом, а показывайте веселый вид.

- Если работаешь с немощным братом, не усиливайся с намерением сделать больше, чем он.

- Если между вами зайдет речь о каком-либо месте Свящ. Писания, то знающий это место пусть объяснит, по силе своей, брату смиренно, не настаивая на своем мнении,

-161-

чтобы успокоить брата с любовию.

- Если живешь с другим братом вместе и занимаетесь одним делом внутри и вне кельи, и брат твой позовет тебя, то не говори: "Подожди немного, пока я окончу свое дело", но тотчас поспеши к нему, чтобы вместе совершать это дело.

- Если ты немощен и преклонен к страстям, то не допус­кай, чтобы кто-либо открывал тебе, как достойному доверия, свои страстные помыслы, ибо это для души твоей пагубно.

- Если демоны будут склонять твое сердце к подвигу, превышающему твои силы, не слушай их: ибо это их обыч­ное коварство — возбуждать человека к тому, чего совершать не может, чтобы впал он в руки их и они возрадовались о нем.

69. Если пожелаешь чего-либо, а брат, с которым жи­вешь, не хочет сего, то отсеки пред ним волю, чтобы не воз­никло между вами спора и брат не оскорбился на тебя.

70. Согласившись жить вместе с каким-либо братом, будь как пришелец и не делай ему приказаний ни в каком случае, и не желай быть старшим над ним.

71. Если же будешь жить с несколькими братиями, то не вмешивайся в беседы тех, с коими ты живешь, как бы им равный и сотоварищ. И когда они поручат тебе дело, кото­рое не хочется тебе делать, борись со своею волею, пока не совершишь его, чтобы не оскорбить их, и вместе с тем не погубить своей обычной покорности, и не нарушить их мирного сожития.

72. Ежедневно утром, когда встанешь от сна, прежде чем возьмешься за рукоделие, поучайся в Слове Божием. По­том, когда начнешь делать что-либо из необходимых ве­щей... делай это со тщанием и без лености.

73. Если придет к тебе странник, прими его с веселым лицом и приветствием и с радостию сам сними с него до­рожную его ношу. Потом, когда пойдет от тебя, сделай то же.

74. Если странник будет нищий и одеяние на нем гряз­ное, то вымой его. Если он будет очень прост (малоспосо­бен) и одежды имеет разодранные, то зашей их.

75. Если же это будет праздношатающийся и бродяга, а у тебя случатся люди верные, то не вводи его к ним; но ока­жи ему милость ради любви Божией.

76. Если станешь на молитвенное правило, то не твори сего дела Божия с небрежением, чтобы, вместо благоугож-

-162-

дения Богу, не прогневать Его; но стой со страхом Божиим, не приклоняйся к стене и не переставляй своих ног... как это делают неразумные.

77. Смотри, не оставляй тела своего в небрежении и не­опрятности ради тщеславия. Кто же юн, тот пусть оставит тело свое во всяком безобразии, ибо это ему полезно.

78. Юный да не носит красивой одежды, пока не достиг­нет в возраст мужа, ибо это для него послужит врачевством.

79. При смехе никогда не обнажай зубов своих9.

80. Лицо твое да будет обращено вниз от стыдливости.

81. Желая уснуть, да будешь опоясан поясом своим10 и да приучишь руки свои к тому, чтобы они не касались наго­ты тела; ибо тело имеет многие страсти, которые оно сооб­щает душе.

82. Когда идешь, руки должен держать сложенными близ пояса, а не размахивать ими, по обычаю людей не­брежных.

83. Если идешь со старшими, то отнюдь не упреждай их.

84. Если пойдешь в город или селение ради нужды, то держи свои очи опущенными вниз, чтобы чрез них не полу­чить тебе повода к брани в келье твоей.

85. Если кто при тебе начнет порицать брата своего, то не молчи перед ним ради стыда и не соглашайся с ним, что­бы не согрешить пред Богом; но скажи ему со смирением: "Прости меня, брат! Я сам окаянен, и то, о чем говоришь ты, есть моя немощь; посему не могу переносить слов твоих".

86. Если окажешь благодеяние нищему, то не зови его на поделие, чтобы не погубить благодеяния, оказанного ему.

87. Если путешествуешь вместе с братиею и между ни­ми будет такой, к которому имеешь любовь ради Бога, то не разговаривай с ним в присутствии прочих с большею свободою: быть может, между ними будет немощный брат, который повредится от ревности, и ты понесешь на себе его грех, так как подал ему повод ко греху.

88. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: "Неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем, а потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? Понудь себя немного, и скоро придут бодрость и сила".

89. Отрекшись мира, отнюдь себе ничего не оставляй.

90. Берегись разговаривать с еретиками, даже под пред­логом защиты веры, чтобы беседы их не излили яда в твою душу.

-163-

91. Нашедши еретическую книгу, берегись читать ее... но пребывай в том учении, которому ты научился в св. Церкви, не прибавляя к нему ничего и не убавляя11.

92. Не расспрашивайте с любопытством о временных делах сего мира, чтобы не уподобиться отхожим местам, куда всякий идет для извержения излишеств чрева, отчего эти места всегда наполнены смрадом. Но лучше старайтесь быть чистым храмом, постоянно утром и вечером принося Богу жертву внутреннего человека.

93. Живя с старшим тебя, скрытно и без его совета не благодетельствуй даже нищему.

94. Прежде вопрошения старцев моли Бога, чтобы со­творил с тобою милость Свою и внушил им подать тебе со­веты такие, какие полезны. Тогда делай с верою все, что скажут тебе старцы, и Бог успокоит.

95. Что ни делаешь, имей Бога пред очами твоими.

96. Так как в наши дни постигает землю гнев Божий, то не смущайтесь, если услышите что-либо страшное, но так рассуждайте сами с собою: "Что это за казни в сравнении с теми, в которые впадем за грехи наши, если не покаемся?"

97. Если это сохраните в простоте и в разуме, то с радос­тью достигнете покоя Сына Божия; если же от сего отступи­те, то тщетно здесь трудитесь и по исшествии из тела будете преданы вечному наказанию... Для того именно, о чем мы упомянули, грядет Господь наш Иисус Христос».

Выпишу еще несколько наставлений великого аввы

Исаака Сирина12:

«Вот целомудренный и Богу любезный чин:

98. Не обращать очей туда и сюда... не празднословить, но говорить только необходимо нужное...

99. Ни перед кем не обнажай ни одного члена своего.

100. Не приближайся ни к чьему телу без необходимой причины.

101. Не позволяй, чтобы и к твоему приближался кто без важной, как сказано, причины.

102. Уклоняйся от дерзости в речах, как от смерти...

103. Где ты ни спишь, пусть никто, если только можно, не видит тебя.

104. Ни пред кем не извергай слюны13...

-164-

105. Если входишь в келью настоятеля или друга, или ученика, храни свои очи, чтобы не видеть, что там есть...

106. Ни к кому не входи внезапно, но, постучась извне и испросив дозволения, потом уже войди благоговейно.

107. Не будь тороплив в походке своей без необходимой потребности, заставляющей спешить.

108. Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится твое послушание делом диавольским.

109. Беседуй со всяким кротко, смотри на всякого цело­мудренно, ничьим лицом не насыщай очей своих...

110. Если принужден говорить с женщинами, отврати лицо от зрения их и так беседуй с ними.

111. А от инокинь, от встречи и разговоров с ними и от лицезрения их удаляйся, как от огня и как от сети диавольской, чтобы в своем сердце не остудить тебе любви к Богу и не осквернить своего сердца тиною страстей14...

112. Не возлюби своею душою чего-либо мирского, но покорствуй правителям и начальствующим... А от близких сношений с ними удерживайся, потому что это — сеть, уловляющая нерадивых в погибель.

Тебе, чревоугодник, старающийся услужить чреву свое­му, лучше огненный уголь ввергнуть в утробу свою, неже­ли попечения правителей и начальствующих...

113. Как мечущегося на всех льва, бегай охоты учить. Не сходись для этого ни с питомцами Церкви, ни с чужими.

114. Не проходи даже улицей гневливых и сварливых, чтобы твое сердце не исполнилось раздражительности и твоею душою не возобладала тьма прелести.

115. Не живи вместе с горделивым, да не будет отъята от твоей души действенность Святого Духа, и да не соделается она жилищем всякой лукавой страсти.

116. Если соблюдешь ты, человек, эти предосторожнос­ти и будешь всегда заниматься богомыслием, то твоя душа действительно узрит в себе Свет Христов и не омрачится во веки. Христу слава и держава во веки. Аминь».

Соотечественник предыдущего божественного мужа, не менее его знаменитый, св. Ефрем Сирин15, такие еще пре­подает вразумления вступившим на путь спасения.

«Вот вверяю тебе, возлюбленный, залог о Господе, — на-

-165-

чинает он, — если сохранишь его, то впоследствии воздаст Он тебе веселием». И далее св. отец продолжает:

«117. Будь кроток до того, что если потребует от тебя отрок, иди за ним, сделай дело и молча возвратись в свою келью, молча устами, но молясь сердцем.

118. Не хвались богатыми родителями, ибо хваляйся, о Господе да хвалится (1 Кор. 1, 31).

119. Входить в споры... есть уже признак совращения.

120. Не волосы и не одежды делают человека мирским, а худой нрав и наклонность к мирским и нечистым пожела­ниям, потому что от них душа делается мерзкою.

- Хорошо прийти к службе Божией прежде всех, но не­хорошо без нужды оставить службу прежде отпуска.

- Если ставший близ тебя брат немощен телом и слу­чится ему кашлять или часто плевать, то не смущайся тем, но вспомни, что многие предали себя на услужение недуж­ным и увечным16.

- Если брат смиряется под твою руку, то разумей, что, не тебя боясь, это делает, и потому памятуй о Господе, для Которого и он терпит, и ты не должен озлоблять его17.

— При распалении плоти не касайся тайных членов, чтобы не произвести сильнейшего распаления18.

— Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемо­гаешь, работая, но возвеселишься впоследствии.

- Если случится ссора между двумя братиями, то пер­вый раскаивающийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнет раскаяния, но с готовностью сделает, что нужно для мира.

- Признак невежества — сидя при братиях, обнажать голени свои; благоговейный же будет сидеть благообразно.

- Трудящийся в монастыре да не гнушается и очищени­ем отхожих мест, потому что нимало не стыдно терпеть ра­ди благочестивых.

- Не уничижай, монах, в уме своем мирянина, потому что один Господь знает сердечные тайны.

— Иной гуляет, а как скоро слышит призывающего на мо­литву, берется за дело. Но ты, возлюбленный, не будь нера­див к службе Божией, чтобы просветилось око ума твоего19.

- Видел я юного, который разумно утешал старца, и за сие воздадим славу Богу.

-166-

- Не верь обманчивым снам, возлюбленный, многих бо прелъстиша сония, и отпадоша надеющиеся на ня (Сир. 34, 7). Ибо какой меры совершенства достигли мы, чтобы ви­деть нам видения ангелов?

121. Не пострижение и не одеяние делают монахом, но небесное желание и божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни.

122. Если покрываешь свои члены для того, чтобы не увидел кто их обнаженными, то и сам берегись смотреть на наготу другого, кроме нужды и болезни, чтобы в уме своем не отпечатлеть каких-либо неприличных образов.

123. Если, исполняя домостроительство, помазываешь елеем больного, то храни око, руки и язык, чтобы ни в чем не преступить пределов целомудрия; ибо это прилично благочестию.

124. Когда ложишься спать, не подстилай под себя сверх потребности, потому что нега естественным образом может распалить тело и сильнее разжечь угль сластолюбия.

125. Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что твоя душа впала в тяжкую бо­лезнь. Ибо это — начало зломудрия, которым болевшие по­жали плод смерти».

Заключу эти выписки из древних святых отцов словами наших русских светильников веры и благочестия и богоносных мужей.

Святитель Димитрий Ростовский поучает20:

126. Когда восстанешь от сна, то первая мысль да будет о Боге, первое слово и молитва к Богу, Создателю тво­ему и Содержителю жизни твоей, могущему всегда умерт­вить и оживить, поразить и исцелить, спасти и погубить.

127. Положи начало к лучшему, говоря со Псаломником: рех, ныне начах и прочая [Пс. 76, 11], ибо путь к небу никто хорошо не совершает, кроме только того, кто на вся­кий день хорошо начинает.

128. С утра будь в молитве Серафим, в делах Херувим, в обхождении ангел.

129. Времени отнюдь понапрасну не проводи, кроме не­обходимых потреб.

-167-

130. Слово да будет тихо, смиренно, честно и полезно».

Наконец, досточудный авва Серафим Саровский21 люб­веобильным гласом поучает:

131. По совету ли, или по власти других, или каким бы то ни было образом пришел ты в обитель, — не унывай: посещение Божие есть. Аще соблюдеши, яже тебе сказую — спасешися сам и присные твои, о которых заботишься. Не видех, глаголет пророк, праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс. 36, 25).

132. За рукоделием или будучи где-либо на послуша­нии, твори беспрестанно молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. В молитве внемли себе, т. е. ум собери и соединяй с душою.

133. Молчи, беспрестанно молчи; помни всегда присут­ствие Божие и имя Его. Ни с кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих или смеющихся. Будь в этом случае глух и нем; что бы о тебе ни говорили, пропускай все мимо ушей.

134. Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, кто сколько ест; но внимай себе, питая душу молитвою.

135. За обедом ешь довольно, за ужином повоздержись.

136. Каждый день непременно в нощи спи 4 часа... аще изнеможешь, можешь вдобавок днем спать. Сие держи не­сомненно до кончины жизни: ибо оно нужно для успокое­ния головы твоей. И я с молодых лет держал таковой путь22.

137. К обыкновенной Иисусовой молитве прибавляй: "Богородицею помилуй мя".

138. Одна молитва внешняя недостаточна. Бог внемлет уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешнюю молитву с внутренней, не монахи, а черные головешки.

139. Бойся, как огня геенского, галок намазанных (жен­щин), ибо они часто воинов царских делают рабами сатаны.

140. Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг; доб­родетель не груша, ее вдруг не съешь».

-168-