ЧастьIII. Эволюция психики

Часть П. Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

Часть I. Общая характеристика психической деятельности животных

Глава 1. Проблема инстинкта и научения....................36

Ранние представления о психической деятельности

животных..................................................................36

Проблема инстинкта и научения в свете

эволюционного учения............................................41

Современное понимание проблемы инстинкта и

научения...................................................................53

Глава 2. Инстинктивное поведение.............................60

Инстинктивное поведение как основа

жизнедеятельности животных...........................60

Внутренние факторы инстинктивного поведения.......62

Внешние факторы инстинктивного поведения...........67

Структура инстинктивного поведения.........................75

Инстинктивное поведение и общение.........................84

Психический компонент инстинктивного

поведения.................................................................91

Глава 3. Научение.......................................................95

Общая характеристика процесса научения.................. 95

Навык.......................................................................... 101

Научение и общение. Подражание............................. 118

Глава,J. Проблема онтогенеза поведения..................124

Врожденное и приобретаемое в индивидуальном

развитии поведения................................................ 124

Биологическая обусловленность онтогенеза

поведения животных.............................................. 128

Глава 2. Развитие психической деятельности

в пренатальном периоде........................................ 131

Врожденное и приобретаемое в пренатальном

развитии поведения................................................ 131

Сравнительный обзор развития двигательной

активности зародышей........................................... 139

Пренатальное развитие сенсорных способностей

и элементов общения.............................................. 149

Эмбриогенез и развитие психического отражения .... 153 Глава 3. Развитие психической деятельности

в раннем постнатальном периоде.......................... 158

Особенности постнатального развития поведения

животных................................................................ 158

Инстинктивное поведение в раннем постнатальном

периоде................................................................... 166

Ранний опыт................................................................ 174

Взаимоотношения между компонентами раннего

постнатального развития поведения..................... 190

Раннее формирование общения.................................. 196

Познавательные аспекты раннего постнатального

поведения....................................................................203

Глава 4. Развитие психической деятельности

в ювенильном (игровом) периоде..........................213

Общая характеристика игры у животных...................213

Совершенствование двигательной активности в

играх животных......................................................220

Формирование общения в играх животных................227

Познавательная функция игровой активности

животных................................................................234

Вводные замечания.....................................................243

Глава 1. Элементарная сенсорная психика................250

Низший уровень психического развития...................250

Высший уровень развития элементарной сенсорной психики..................................................................270

Глава 2. Перцептивная психика.................................294

Низший уровень развития перцептивной психики .... 294 Высший уровень развития перцептивной психики .... 325 Проблема интеллекта животных.................................351

Глава 3. Эволюция психики и антропогенез.............368

Проблема происхождения трудовой деятельности .... 370 Проблема зарождения общественных отношений и

членораздельной речи.............................................387

Литература...................................................................400

Приложение..............................................................403

Игры животных и игры детей

(сравнительно-психологические аспекты)...........403

Научное наследие А.Н.Леонтьева и

вопросы эволюции психики..................................419

Зоопсихология............................................................444