IV. Мечтательность

Этот род прелести есть следствие неуместной деятель­ности воображения во время молитвы. Когда мы молимся, то ум должен у нас молчать, а сердце говорить. Никаких образов не должно быть, как равно, впрочем, и сердце должно содержать себя в благочестии, то есть должно быть сокрушенно и смиренно (Пс. 50, 19). Один из величайших делателей сокровенной молитвы, достигший истинного созерцания божественных вещей, преп. Симеон Новый

-308-

Богослов, так описывает мечтательное молитвенное дела­ние прелестников этого типа:

«Отличительные свойства [сего] образа [молитвы] та­ковы: когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои, и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные по­мышления, воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых, и кратко, все, слышанное в Божественных Писаниях, собирает в ум свой и рассуждает о том тогда во время молитвы, зря на небо, и подвигает тем душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет.

...При этом образе (молитвы, если кто на нем одном ос­танавливается, бывает, что мало-помалу молящийся так) начинает кичиться в своем сердце, сам того не понимая. Ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему, и он молит Бога сподобить его всегда пребы­вать в таком делании. А это есть... знак прелести...

Такой человек, если убезмолвится крайним безмолви­ем (то есть сделается затворником), то ему едва ли мож­но не сойти с ума... Но если и случится, что не сойдет он с ума, все же невозможно ему будет стяжать добродетели или бесстрастие. Стоя на этом пути, прельщаются и те, которые видят свет телесными своими очами, обоняют благовония своим обонянием, слышат голоса своими ушами и подобное. Некоторые из таких взбесновались и в безумии ходят с места на место. Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не желая слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами себя лишили жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть; иные удавились. И кто может пересказать разные прелести, какими прельщает их диавол, когда они неис­числимы?..

...Если же и случится кому из употребляющих сей образ (мечтательной молитвы. — Еп. Варнава) не пост­радать ни от какого из тех зол, о коих мы сказали, по причине сожительства с братиями [потому что им под­вергаются особенно те, которые живут уединенно], то все же он всю свою жизнь проведет, не преуспев в духов­ной жизни»24.

Примером этого прелестного делания являются:

-309-