Причины отчаяния

У людей, ведущих духовную жизнь, бывает отчаяние двух родов. Отчаяние первого рода происходит от отягче­ния совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежна. Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение. Если кто в это вник­нет, тот заметит между ними следующее различие: «пер­вые предаются нерадению, а вторые при безнадежии дер­жатся и подвига, что одно другому противно». Кстати, нужно сказать здесь уж и о лекарстве против сих недугов: от первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего — «смирение и то, чтобы никого не осуждать»17.

Основные причины отчаяния остаются для мирян таки­ми же, что и для монахов, только внешние поводы к нему более мелочны. Оскорбленное самолюбие, страх перед об­щественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее — все это доводит людей XX века с их ничтожными душонка­ми даже до самоубийства. В этом отношении они даже ни­же дикарей.

«Самоубийство незнакомо океанийцу, — говорит Э. Реклю18. — Ему непонятен цивилизованный француз, во власти которого наслаждаться красотою мира, знанием, де­ятельностью и который, однако, всему этому добровольно предпочитает небытие».

В устах автора-анархиста, неверующего в загробную жизнь и воспевающего цивилизацию, это сознание (что культура бессильна помочь своим сыновьям в наслажде­нии жизнью) ценно.

Вот еще образчик, один из тысячи, из-за чего люди отча­иваются в жизни. Выписываю из газетной хроники:

«Самоубийство мальчика. Вчера в доме Соколова, на Вознесенской улице, отравился цианистым калием 14-летний мальчик П. Кузьмин. В оставленной записке мальчик пишет: "Я отравился и умираю из-за любви к Елене".

Елена — живущая в том же доме 14-летняя девочка»19.

-249-

III. Печаль по бозе (κατα Θεον — ради Бога: 2 Кор. 7, 10)

«Только в одном случае надобно считать печаль полез­ною для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будуще­го блаженства»20. И в этом случае она есть драгоценное даяние Божие21, и сила ее велика. «Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных явных, — удостоверяет св. Исаак Сирин, — заменяет собою все эти телесные дела»22.

Но нужно помнить, что, «кто скорбит сердцем, а чувст­вам своим дает свободу, тот подобен человеку, который, имея единородного сына, мало-помалу закалает его собст­венными своими руками»23. Это и понятно, потому что сердце печалующееся и умиленное требует охранения, и если человек дает волю своему языку, глазам, ушам и про­чему, то этим сам — и никто не будет в этом виноват — уничтожает болезнующую печаль по Бозе в своем сердце. Ибо Господь, по недостоинству человека, отнимает Свой дар. Поэтому-то святые и сказали: «Покаяние и частые сношения с людьми — то же, что разбитая бочка». И еще: «Щедрые подаяния и вместе заушения — все равно что в меду омоченный меч»24.

-250-