II. Печаль нередко соединяется с отчаянием

«Душа высокая и твердая не отчаивается при несчасти­ях, каких бы то ни было... Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, на­пал на него и принудил его удавиться; но Петр — твердый камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в гла­за, далеко убежал от него с болезненным воплем»9.

Но всегда нужно помнить:

Никому не должно отчаиваться Вот что говорит об этом преп. Исаак Сирин: «Если приключится человеку впасть и в многоразлич­ные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не ос­танавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими сопротивниками и еже­дневно да начинает полагать основание разрушенному зда­нию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: не радуйся о мне, противник мой, яко падох, ибо снова востану... аще сяду во тме, Господь осве­тит мя (Мих. 7, 8). И нимало да не прекращает брани до самой смерти, пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит круше­ние весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли10 и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умило­сердившись над сокрушением его, не ниспослет ему Свою милость и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разжженые стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога. Таков мудрый больной, не теряющий

-247-

своей надежды. Лучше быть нам осужденными за некото­рые дела, а не за оставление всего»11.

Выпишу в утешение страждущим еще несколько цитат из святых отцов, ибо в наше слабое время очень часто мож­но встретить одержимых сим недугом.

«Да благодушествуют страстные смирившиеся, — гово­рит св. Иоанн Лествичник12. — Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом возне-дуговали; но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя ви­ды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению».

Еще он же сказал:

«Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отсту­пай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение»13.

Опять по-иному утешает тех, на которых <и> жития святых, прославившихся некогда великими подвигами, на­водят отчаяние:

«Весьма неразумен тот, кто, слыша о сверхъестествен­ных добродетелях святых мужей, отчаивается. Напротив, они преподают тебе одно из двух полезных наставлений: или чрез святое мужество возбуждают к ревности, или чрез всесвятое смирение приводят тебя к глубокому позна­нию твоей немощи и к зазрению самого себя»14.

Почему не должно отчаиваться?

«Нет ничего равного милости Божией; нет ничего боль­ше ее. Посему отчаивающийся сам себя губит. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек по­читает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших»15.

«Поэтому ни один человек да не останется в отчаянии!» — развивает дальше эту мысль св. Иоанн Лествичник. Преп. Исаак Сирин советует: «Не будем только нерадеть о молитве и не поленимся просить помощи у Господа. Твер­до положим в мысли своей и то, что пока мы в мире сем и оставлены во плоти, то хотя бы вознеслись до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть без попе­чения. Это (то есть покаяние и смирение. — Еп. Варнава) — прости меня в том — есть совершенство, а что паче сего, то глумление без разума»16.

-248-