Стремление к роскоши и комфорту

Если человек обладает хоть в какой-либо ничтожней­шей степени художественным вкусом, то начинает искать не просто многих вещей, но дорогих и выдающихся по своим качествам. Впрочем, это и от тщеславия может происходить, когда какая-нибудь купчиха, родом из деревни, рядится напоказ в аляповатые, но дорогие платья или полунищая конторщица покупает себе дешевых колец и браслетов из «нового» золота и нашивает из плохого сит­ца кофточек, но непременно «по моде, как у богатых».

На почве этой страсти льется много слез и крови чело­веческих, но ослепленные грехом не хотят об этом и по­думать. Прекрасные представительницы женского пола, не могущие переносить, когда у какой-либо их Мими придавят хвост, совершенно спокойно, без всяких упре­ков совести носят на себе рубины и бриллианты, которые без преувеличения можно назвать сгустками пота, слез и крови подобных им людей.

На почве этой страсти создается вся та жуткая атмосфе­ра, какую мы видим, например, среди американских милли­ардеров. Туалеты, приемы, выезды, курьеры с жалованьем высокопоставленного лица, целый штат прислуги, лакеев, горничных, дворецких, экономок, секретарей, управляющих, директоров, а также конюшни, оранжереи, яхты, картинные галереи, путешествия и прочее и прочее, — поглощают всю душу человека и составляют весь смысл его существования. Ничему богоподобному, ничему духовному, ничему истинно прекрасному, даже художественному, в мирском смысле этого слова, здесь уже не остается никакого места.

Человек искусственно старается насадить вокруг себя земной рай (оранжереи Гульда, известные всему миру, по­глотили, например, целые миллионы) — а рая нет. Шесть­сот рабочих и шестьдесят скульпторов, привезенных из Европы, работают в продолжение двух лет, под руководст­вом искуснейших архитекторов, над сооружением дворца

-193-

Вандербильтов (на углу 5-й аллеи и 51-й улицы в Нью-Йор­ке), дворца, стоившего больше десяти миллионов рублей (за одни бронзовые двери, приобретенные на распродаже в Сан-Донато, заплачено было сто тысяч франков!), но все же от него веет холодом и жутью, — а убогая деревянная келья преподобного Серафима Саровского обвевает душу теплом и умиротворяет тысячи верующих людей.

Отвратительность сей страсти всегда претила здравомыс­лящим людям и вызывала с их стороны в той или иной фор­ме порицание. Оригинальную форму такового избрал один философ, о котором рассказывает св. Иоанн Златоуст18.

Философ этот был как-то приглашен в дом к одной из современных знаменитостей. Дом блистал обильным золо­том и сиял красотою мраморов и колонн, пол был устлан коврами. Гость, войдя в чертоги, вдруг плюнул в лицо хозя­ина. На вопрос последнего о причине наглого поступка он отвечал, что имел необходимость исполнить естественную нужду и, найдя в доме повсюду изящество, был вынужден избрать лицо хозяина...

Впрочем, область сей страсти неисчерпаема, и я на этих немногих строках о ней кончаю.