Сребролюбие.
Скотоложество
В Ветхом Завете Бог прямо повелевал предавать смерти повинных в этом грехе.
«Ни с каким скотом не ложись, чтобы излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним. Это гнусно» (Лев. 18, 23).
«Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину; да будут они преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20, 15-16).
В Новом Завете святые первоверховные апостолы Петр и Павел грозят худшим и более грозным прещением — вечной мукой (1 Петр. 4, 3-5; 1 Тим. 1, 1).
Такое строгое наказание в Ветхом Завете было необходимо в особенности потому, что в Ханаанской земле, куда Бог направлял евреев, да и вообще у окружающих народов, распущенность царствовала в ужасающих размерах. Египтянки, например, удержу не знали как в поименованном пороке37, так и вообще в блудодеянии (Быт. 39, 7).
Но нельзя сказать, чтобы и наш век отличался особенной чистотой в этом отношении.
Ибо, как мы видели, в то время как Церковь хочет, чтобы ее члены даже не догадывались о существовании подобных пороков, цивилизация смакует их, доставляет потихоньку средства для питания этих страстей и притом имеет дерзость вслух заявлять, что надо уничтожить проституцию. Каким же образом? — Любовь сделать «свободной», брак «раскрепостить», женщину извлечь из домашней обстановки и поместить в среду холостых мужчин и так далее. Это значит, воспользуюсь сравнением преп. Иоанна Лествичника38, в голодного пса бросать мясом, чтобы тот отстал: как будто человек его отгоняет, а на самом деле привлекает к себе. Так и здесь.
В настоящее время св. Церковь скотоложников принимает в общение после пятнадцатилетней епитимий39 или более,40 а иногда только при исходе жизни, смотря по возрасту и другим обстоятельствам.41
-186-
На этом можно и окончить описание противоестественных страстей42. Приведу в заключение слова ангелов, сопровождавших на мытарствах душу блаженной Феодоры после ее смерти. Когда они миновали беспрепятственно блудные заставы, то ангелы сказали ей:
— Знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир погружен во зло соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы и блудолюбивы... Хвалятся власти блудных мытарств, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде43.
Да сохранит нас от всего этого Бог!
-187-
«Большая часть премудрых учителей после описанного нами сладострастного мучителя полагают обыкновенно сего тмоглавного беса сребролюбия. Чтобы и нам, немудрым, не изменить порядка премудрых, восхотели и мы последовать тому же распределению и правилу. Итак, если угодно, поговорим немного о сем недуге, а потом скажем вкратце и о врачевании»1.