Выкидыш

Здесь достаточно для тех, у кого еще сохранились хоть капля страха Божия и любовь к Церкви, выписать только правила соборные и канонические святых отцов по этому поводу. В настоящее время некоторые не хотят их и совсем признавать, но что из того? Апостола Павла побивали кам­нями, вытаскивали замертво за город, почитая его уже умершим, но он после вставал, шел опять в город (Деян. 14, 19-20) и не переставал проповедовать. Больные — особен­но душевно — не понимают своей пользы, и этим их про­тивлением никому не должно смущаться...

«Умышленно погубившая в себе зачатый плод подлежит наказанию за убийство, — говорит св. Василий Великий в

-95-

Первом каноническом послании к Амфилохию68. — А обра­зовался ли или еще не образовался плод, сие не разыскива­ется у нас в точности. Ибо виновная наказывается в этом случае не только за плод, который бы она родила, но и за злоумышление против самой себя: потому что женщины всего чаще умирают от таковых покушений. К сему же при­соединяется и истребление зачатого плода — это, по умыш-лению отваживающихся на сие, другое убийство. Впрочем, время покаяния их не должно продолжать до смерти, но на­добно принимать их по истечении десяти лет, уврачевание же определять не временем, но образом покаяния».

Таким образом, божественный Василий находит здесь два смертных греха: детоубийство и самоубийство (хотя бы в форме только покушения на него). Но он смягчает на­казание: вместо двадцатилетнего отлучения от Св. Тайн, полагающегося за умышленное убийство69, святой отец назначает только половину его, да и эти годы ставит в за­висимость от раскаяния и сокрушения болезнующего сердца совершившей грех. Очевидно, принимаются здесь за смягчающие обстоятельства страшные муки совести и стыд от имеющего открыться позора, страх перед угрозами и гневом родителей и старших и прочее.

Это правило подтвердили после соборы70 — VI Вселен­ский (правило 91) и поместный Анкирский (правило 21).

Те жены, которые извергают младенца непроизвольно, тоже несут епитимию, но меньшую.

В обоих случаях читается прежде всякого наложения наказания таким лицам особая молитва71. Хотя она не имеет такой силы, чтобы простить совершенный грех, но составляет первую ступень умилостивления Бога со сто­роны Церкви за убийцу, а для последней есть получение благословения и дозволения вступить на путь покаяния. Ни выводить из употребления этой молитвы нельзя, ни отказываться от нее, ибо на все надо спрашивать благо­словение у Бога, даже и на покаяние: позволит ли, хотя Он и Щедр, Долготерпелив и Многомилостив? Ибо если неумело, дерзко и несмиренно приступит человек к покая­нию, то без сомнения услышит над собой тот приговор, который услыхал Исав, о коем апостол Павел говорит, что он отвержен быстъ: покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его (Евр. 12, 17).

Со слезами не получил покаяния! И не только плакал,

-96-

но и искал его и все-таки не нашел...72 Итак, не будем са­мочинны в спасении: самочинность только демонами восхваляется и внушается.