Месячные очищения (менструации, регулы)

Слюна

Мимоходом замечу, что у нас принято соблюдать толь­ко приличия, а наедине можно и в церкви не стесняться плевать. Но не так поступали святые отцы. Современник знаменитого Макария Александрийского, близко знавший его, — славный Палладий, епископ Еленопольский, написавший «Лавсаик», говорит про него:

«С того времени, как [Макарий] крестился, он никогда не плевал на землю, а теперь уже шестьдесят лет минуло, как он принял крещение. Крестился же верный раб Христов и бессмертный Макарий на сороковом году своей жизни»46.

Мы же не будем плевать — я не говорю уже про землю — по крайней мере в храме и не будем плевать, полоскать и чистить зубы во весь день после причащения Св. Таин.

-89-

В Ветхом Завете Бог чрез пророка Моисея определил для женщин, находящихся в этом состоянии, каждый их шаг и движение (Лев. 15, 19-33). Также и мужчин, случай­но по неведению прикоснувшихся к их нечистоте (во время совокупления), подверг подобному же взысканию. Тех же, кто сознательно презрел это болезненное состояние своей жены или посторонней женщины, Господь повелел преда­вать смерти вместе с этой же женщиной (Лев. 20,18). Впос­ледствии, ближе к новозаветным временам, наказание за это преступление Бог еще увеличил, по крайней мере резче подчеркнул (через пророка Иезекииля), что повинные в этом грехе не только потеряют жизнь телесную, но и ду­шевную, что, конечно, страшнее и важнее (Иез. 18, 4, 6, 9, 13). Над детьми, зачатыми при подобных обстоятельствах, явно тяготело преступление этих родителей как наказание Божие и сказывалось в болезнях половых органов, из-за че­го прекращался им доступ в священные собрания47 (Лев. 15, 1 и след.).

После дней очищения закон предписывал омовение. Местом для таких омовений иногда служили особые поме­щения в доме (2 Цар. 11,2) или при синагоге (так называе­мые «миквы» для женщин), иногда просто речки, ручьи, источники48.

Новый Завет ничего не говорит прямо об этом, потому что занимается предметами духовными, он хочет, чтобы христиане были выше этого состояния49. Что такое совер­шенство стало возможно при помощи благодати, мы уви­дим ниже. Начало этой чистоте положила Сама Богоматерь, Приснодева Мария. Но пока в женщине этот закон природы действует, действуют для нее и предписания ветхозаветно­го закона, но только еще с большей ответственностью для нее, потому что вещи, которые ее теперь окружают, не про­стые, а святые, благодатные. Я разумею здесь иконы, мощи, храмы, Св. Тайны... Потому Церковь строго судит об этом и на все это время отлучает жен не только от св. причаще­ния, но и от храма.

Второе каноническое правило св. Дионисия Александ­рийского (+ половина III века) гласит:

«О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним по-

-90-

читаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они — если суть верные и благочестивые, — находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к святой трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая дванадеся-тилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Ему, но только воскрилию [одежды].

Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что составляет Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и те­лом»50.

По правилу св. Иоанна Постника51:

«В течении сущая жена, сиречь обычно свое имущая, не причащается в Пасху, дондеже очистится, ниже входит в церковь до семи дней».

Дерзкое нарушение этих правил, без сомнения, повле­чет за собою соответствующее наказание свыше. В одном древнем сказании (рукопись XV века) «О женщине, во­шедшей в церковь в нечистом виде» повествуется, как дух нечистый на глазах всех молящихся внезапно поразил ее и «сотвори ю беситися» за то, что дерзнула приступить в та­ком состоянии к мощам святого мученика Севастиана52.

В настоящее время, когда вера и благочестие ослабели и когда не только мужчины, но и женщины бывают в церкви только по праздникам и воскресеньям (а в будни ходят только ради необходимой требы: похорон, крестин, поми­новения, именин и прочего), можно, думается, допустить жен, находящихся в очищении, к слушанию службы цер­ковной, с тем чтобы они стояли в притворе или у входных дверей, не заходя далее и не прикладываясь ни к какой свя­тыне. Неудобно таковым и дома касаться икон, зажигать пред ними лампады, пить святую воду.

Некоторые, приезжая на богомолье куда-нибудь и за­ставая себя в таком положении, не знают, как им посту­пить; иногда же, считая как бы обидным для себя уехать из святого места, не приложившись к святыне, дерзают на последнее. Но им лучше смириться и признать себя недостойными сего. Ибо если бы мы были достойны, то Бог всячески устроил бы так, чтобы мы оказались чисты и свободны в желаниях и действиях. Во-вторых, они забы­вают, что не само прикосновение к святыне сообщает бла­годать, а вера наша. Не потому кровоточивая в Евангелии

-91-

исцелилась, что прикоснулась к Спасителю, а потому, что веровала в Его чудодейственную силу (Мф. 9, 21-22). По­этому верою можно получить ту же самую благодать, при­ложившись не к самим мощам святого или святой, а только, например, к порогу церковному, косяку дверей того храма, где находится их рака. Наши беспорядочные желания толь­ко обнаруживают в нас гордость, а не смирение — мы недо­вольны малым, нам подавай всегда великого. Преподобный авва Дорофей говорит про себя: «Я и двери кельи его [своего старца, св. Иоанна, называемого Пророком] лобызал снару­жи с таким же чувством, с каким иной поклоняется честно­му кресту...»53 А мы своими поползновениями показываем, что для нас и самый Крест неважен и что святой должен быть нам еще благодарен за оказанную услугу (что палом­ничество к нему совершили) и благословить нас лично.

Конечно, христианке, которая на опыте познала силу освящения от ежедневного вкушения святой воды, лобыза­ния святых икон и мощей, не без труда приходится перено­сить такое ежемесячное отлучение от святыни. Понять этого никак не могут те, кто проводит светскую беспорядочную жизнь и сам себя добровольно отлучает от благодати, полу­чаемой от мощей, великой агиасмы и от Св. Тайн. Послед­них нужно только пожалеть, ибо то, что Церковь считает на­казанием, в иных случаях54 и преданием сатане (1 Кор. 5, 5), они сами на себя навлекают!..

Итак (возвращаюсь к прежней мысли), трудно истин­ной христианке в это время, но если она подвижница, то имеет надежду некогда избавиться от сего состояния (рань­ше времени, разумеется).

Христианин, будь то мужчина или женщина, вообще го­воря, должен помнить, что ему предназначено еще на земле состояние бесстрастное, которого он может достигнуть при помощи добродетелей, но которое есть дар Божий, так как это состояние выше обычной природы человеческой. «Ко­нец чистоты, — говорит св. Иоанн Лествичник, — умерщв­ление тела (то есть телесных движений), предваряемое умерщвлением нечистых помыслов»55. Тогда человек мо­жет «в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных»56.

Все вышеуказанные физиологические отправления, как у мужчин, так и у женщин, на этой степени совершенства человеческого прекращаются полностью и окончательно.

-92-

Надежду на это ангельское состояние дает, исходя из собст­венного опыта, св. Василий Великий. «Я изведал, — говорит он57, — что по благодати Христовой и мужи и жены дости­гают сего искреннею верою в Господа».

Вот в надежде-то на это подвизающийся легко может переносить всякие трудности. Если же мы не живем и не идем путем святых отцов и жен и подвигов не совершаем, то будем, по крайней мере, смиряться и считать себя недо­стойными не только приближаться и касаться святых мест, но и быть в общении со всеми людьми, хотя бы некоторые из них считались и великими грешниками. И тогда ми­лость Божия нас покроет.

В настоящее время медицинская наука вынуждена под­твердить истину только что сказанных вещей. Теперь она точно указывает случаи, когда подобное прекращение пе­риодических отделений бывает и от естественных причин, но все-таки на почве аскетизма и известного воздержания, хотя бы и вынужденного58. Так, при первичной психичес­кой апорексии профессор Дежерин отмечает случаи, когда молодые девушки из-за воздержания от пищи, по обету ли, или еще по какой причине, не выделяясь ничем другим от окружающих, «с физической стороны представляют толь­ко один важный симптом, именно прекращение регул»59.

...Писано до революции. Теперь, при советской власти, я нередко встречал случаи, когда женщин и молодых даже девушек (студенток) посылали на тяжелые работы и от непосильного труда они впадали в такое же состояние. Думаю, на основании подобных случаев, что у древних подвижниц и святых жен это происходило отчасти и ес­тественно, вследствие многолетних тяжелых подвигов и истощения, чего указанные у нас лица достигали за ка­кое-нибудь лето тяжелых колхозных работ или после по­грузки угля и тому подобного.