Управление ею.

После грехопадения чувства также расст­роились в человеке. То они были подчинены разуму, а теперь сами большею частью управляют им. Поэтому спасающемуся предлежит великий подвиг привести их в первоначальное состояние. На всем даль­нейшем пространстве книги будет показа­но, как надо обращаться с ними в каждом отдельном случае, а сейчас я скажу вообще кое-что о необходимости и пользе приве­дения их в надлежащий порядок.

Прежде всего, сохранение наших чувств в целости ска­зывается на состоянии ума. Кто любит пустословие и рас­сеяние, тот никогда не приобретет чистоты ума, рассудительности и прозорливости. Ибо невозможно в одно и то же время домогаться славы и популярности в обществе и желать приобрести смиренные помыслы. Равным образом, кто позволяет себе всякое невоздержание и распускает се­бя телесно, тот, очевидно, забыл думать о трезвении ума или не имеет о нем никакого понятия.

Святые отцы наши так не жили, как мы, но больше, чем о подвигах, заботились о том, чтобы привести в благочиние свои чувства и приобрести хорошие навыки, потому что от­сюда происходит и благочиние помыслов. Делали же это потому, что много человеку встречается случаев, когда и против своей воли приходится ему выходить из пределов раз заведенного порядка. Приобретенный же предвари­тельно навык не позволит в данном случае расслабиться чувствам сверх меры; в противном же случае может про­изойти так, что необученные к воздержанию чувства, про­пустив чрез себя искушение, явятся причиной того, что че­ловек долго после этого не придет в первоначальное мир­ное состояние.

-290-

Так, услышанная нами случайно по дороге в церковь мелодия может при помощи бесов отравить нам все время молитвы.

Затем приведение чувств в порядок дает человеку воз­можность с большим вниманием, усилием и успешностью бороться с внутренними врагами. Раз нам не приходится уже раздваиваться и терять энергию на победу над чувства­ми, мы можем с удвоенными силами воевать духовно про­тив бесов. Победив своего врага (тело), помощью которого и демоны пользуются против нас, мы уже легко можем по­беждать и их.

Еще одно замечание. Известно (для тех, кто этого еще не знает, — станет известно впоследствии), что сердце грешни­ка, смиренное и исполненное печали о своей немощи и бес­силии в делах телесных, может заменить сами дела. Но при этом должно все же следить за своими чувствами и не да­вать им поблажки. Если подвигов не можем нести, то, по крайней мере, не будем срамным делам предаваться. А кто скорбит сердцем и печалится о своих грехах и о том, как сильно он оскорбил Бога, а сам дает своим чувствам полную волю, тот подобен больному, который телесно терпит вели­кие мучения и в то же время не перестает пичкать себя вред­ными для него вещами1.