На бессловесную и неодушевленную природу.

Зло физическое. Распространение следствий грехопадения

Если и есть на свете зло («А как же, - скажут, — посмотрите, сколько калек, уродов, болезней, голодающих»), то это есть только грех, так называемое (в бо­гословии) зло нравственное. Зло физи­ческое, как увидим ниже, не есть в соб­ственном смысле зло. Что же оно такое, откуда и зачем?..

Физическое зло. Понятие о нем. Фи­зическим злом называется все много­скорбное, вредное и ужасное в жизни че­ловечества, претерпеваемое им и идущее со стороны внешнего, вещественного мира.

-232-

Наводнения, пожары, землетрясения, засухи, болезни, нечаянные и негаданные насильст­венные смерти (гибель рабочих в шахте от взрыва подзем­ных газов, смерть рыбаков, врача при оказании помощи за­разным больным) и прочее тому подобное — все это будет зло физическое.

Как смотрит на него мир?«Невинные» страдания - ибо гордые люди века сего не иначе смотрят на себя, как на страстотерпцев, которые терпят все подобное незаслужен­но или бесцельно и бессмысленно (смотря по тому, хотят ли отрицать благой Промысел Божий или вовсе самое су­ществование Бога, и тем признавать наличие одних слепых материальных сил) — «невинные» страдания, говорю, все­гда возбуждали пытливость, соблазн или даже неверие и хулы в «злых ценителях Божества, объятых тьмою при са­мом Свете, невеждах при самой Мудрости», в тех, «за кото­рых Христос напрасно умер, неблагодарных тварях, созда­ниях лукавого», как их, таких непризванных богословов, в непорочном гневе называет в одной из своих проповедей на Рождество Христово (или Богоявление) святой Григорий Богослов1.

«Отчего же болезни? — задавали вопросы его другу, св. Василию Великому. — Отчего безвременная смерть? Отче­го истребление городов, кораблекрушения, войны, поваль­ные болезни? Это есть зло, и между тем все это — Божие произведение. Поэтому кого же иного, кроме Бога, призна­ем ответственным за происходящее?» И святой посвятил для разъяснения этих вопросов целую беседу2.

Нечего говорить, что чем дальше удалялись люди по времени и по духу от источников колыбели христианства, тем голоса их против Бога становились злее и хульнее (ср.: 2 Тим. 3, 2; Откр. 13, 5; 9, 11, 21; 2 Петр. 2, 12). Дидро, гла­ва французских энциклопедистов, писавший одинаково свободно и похабные романы («Les bijoux indiscrets»), и философские трактаты, начав с веры в Бога, кончил таки­ми воззрениями: «Как Бог, полный благости, может найти удовольствие в том, чтобы купаться в слезах?»3 С еще большим кощунством и цинизмом выражался Вольтер, другое светило из того же лагеря, в своем философском словаре4. Я уже не говорю про наши времена.

Но если и не в такой резкой форме, то все же мысль о примирении благой воли Творца с видимыми неустройст­вами и несовершенствами в физическом мире весьма не похристиански оформлялась в пытливых и самолюбивых го­ловах.

-233-

Говорят, что король Кастилии Альфонс X Мудрый (1252-1284), пораженный сложностью мировой системы (по Птолемею), воскликнул не без кощунства: «Будь я при Господе Боге, когда Он творил мир, я посоветовал бы уст­роить его попроще!»5. Но эти вопросы посложнее системы Птолемея.

Откуда физическое зло?Все из того же первого зла -греха, в данном случае человеческого. Не согрешил бы чело­век, Бог не проклял бы из-за него земли и всей твари на ней. Согрешил и услышал приговор: «Проклята земля за тебя... терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17, 18).

Божественный апостол объясняет, что это проклятие надо понимать в более широком смысле, чем простое отъя-тие у земли ее плодородных качеств.

Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании, яко и сама тварь свободится от работы ис-тления в свободу славы чад Божиих.

Вемы бо, яко вся тварь, с нами совоздыхает и сболезну-ет даже доныне (Рим. 8, 20-22).

Таким образом, вся тварь воздыхает, мучается, разруша­ется под действием этого проклятия. И чем дальше к концу мира дело идет, тем сильнее она ветшает (Пс. 101, 27).

Еще в 253 году святой священномученик Киприан, епи­скоп Карфагенский, между прочим, писал к язычнику Деметриану6:

«...Мир уже устарел, он не держится теми силами, каки­ми держался прежде, и нет уже в нем той крепости и устой­чивости, какими был он богат когда-то... Нет уже зимою та­кого обилия дождей для питания семян, летом — такого сол­нечного жара для созревания плодов; не столько уже весе­лы посевы в весеннюю пору, не столь обильна осень древес­ными плодами. Меньше извлекается мраморных глыб из гор, изрытых и истощенных; исчерпанные рудники в мень­шем уже обилии доставляют золото и серебро... на полях не достает земледельца, на море матроса, в лагерях солдата; нет невинности на торжище, правды в суде, единодушия между друзьями, знания в искусствах, благочиния в нра­вах... Дерево, бывшее прежде зеленым и плодородным, по­том становится безобразным, когда засохнут ветви и насту­пит бесплодная старость; источник, протекавший пышно, пока жилы были переполнены водою, ослабевая при старости, едва выступает каплями, в виде пота.

-234-

Таков приговор дан миру, таков закон Бога: все взошедшее должно зайти, возросшее постареть, сильное ослабеть, великое умалиться, а ослабевши и умалившись, окончиться».

Если же кто укажет на возросшую технику культурного производства XX века и вообще на богатства цивилизации, тот лишь подтвердит вышеуказанные мысли, потому что технический прогресс вызван ничем иным, как бедностью содержания натуральных благ, получавшихся некогда человеком от природы, и стремится заменить их, эти блага, суррогатами и разными хитроумными фабрикатами. А на самом деле природа вырождается, истощается, и цивилиза­ция похожа на ту старую модницу, которая постоянно пе­релицовывает свои износившиеся платья по новой моде. Как будто вновь получаемое модно, ново и красиво, а по су­ществу дела приходят к концу последние остатки...7

Само проклятие Божие надо понимать не в смысле по­желания зла Богом, что противоречит уже и природе благого Бога, а в смысле отнятия у твари — одушевленной и неодушевленной — некоторых ее совершенств. Было их много, стало мало. И многие места Свящ. Писания показывают, что временные бедствия и несчастия суть наказательные орудия в благостной Деснице Божией для уврачевания страстей человеческих (Ин. 45,7; Амос. 3, 6; Плач. 3,37-38; Иов. 37, 11-13). Так что проклятие, лежащее на нашем мире, не иные имеет цели, как благостные.

Зачем Бог допускает физическое зло? Против вышепри­веденного заключения обычно выдвигают множество дерз­ких вопросов. «Неужели, говорят, проклятие есть дейст­вие, достойное благого Бога? Согласно ли с благостию Его открывать в создании Своих рук источник болезней и стра­даний для человека? И согласно ли с Божией премудрос­тью отнимать у твари данные уже ей красоту и совершенст­ва и вносить беспорядок, нестроения и разрушение в благо­устроенное творение?» И, не дожидаясь ответа, заключают сами вместе с известным безбожником прошлого века Лит-тре: «Все равно, так или иначе устроены вещи; и когда зем­ля дрожит, поглощает города, выбрасывает горящую лаву и отодвигает море: тут происходит просто борьба теплорода, упругости газов и тяжести. Все это — необходимое дейст­вие свойств материи. Всякое возмущение в системе пока­зывает, что тут действуют не высшие цели, а свойства материи; система мира полна таких возмущений»8.

-235-

Что касается последнего, то, происходит ли язва, губя­щая человека, оттого что Бог попускает ее производить са­тане (Ин. 2, 6-7), или повелевает сделать то же самое Своему ангелу (2 Цар. 24, 15-16), или просто заболевает чело­век от естественных причин, как Товия, ослепнув от того, что воробьи, когда он лежал у стены с открытыми глазами, лицом вверх, испустиша теплое и попали прямо на глаза его (Тов. 2, 10), — все равно прилучившаяся болезнь во всех этих случаях была вполне определенная, и теперь лег­ко бы назвали ее по-латыни, что, впрочем, и делают. Во всех этих случаях, конечно, не новые какие-нибудь физиче­ские законы действуют, но с другой стороны, и существую­щие законы сами по себе не преследуют личной цели, ибо не одарены сознанием и свободою, а действует чрез них Промысл Божий, который и располагает обстоятельства­ми, как ему угодно.

При этом мне теперь представляется случай ответить и на предыдущие вопросы: как же Бог вмешивается в уста­новленный Им же Самим порядок вселенной и не только не поправляет Свое творение (хотя и было бы оно недо­стойно Всесовершенного Бога), но и вносит беспорядок в стройное течение жизни?

Прежде всего, Бог ничего вновь, разрушительного или неразрушительного, не вносит — все у Него предопределе­но от века. Если бы какое-либо событие не было предусмо­трено Богом, застигло Его, так сказать, врасплох, так что Ему пришлось бы вновь придумывать средства и способ выйти из затруднительного положения, тогда можно было бы обвинять Бога в том, что Он поправляет Свое создание, так или иначе переделывает его, приспосабливает к новым условиям существования. Но у Бога не так. Он заранее предначертал в Своих Божественных планах мироздания как общие законы, которые должны управлять вселенной, так и частные отклонения от них. И те, и другие находятся между собою в тесной и гармоничной связи. Святой Григо­рий Богослов говорит: «Что кажется нам неровным — без сомнения, изравнивается у Бога. Подобно сему в теле есть части выдающиеся и впалые, великие и малые, также на земле есть места возвышенные и низкие, но все это, во вза­имном соотношении, образует и представляет нашим взо­рам прекрасное целое...

-236-

Но мы немного отличаемся от людей, страждущих на корабле тошнотою и головокружени­ем, которые, кружась сами, думают, что и все кружится. Точно таковы те, о которых мы говорим. Они не хотят, что­бы Бог был мудрее их, когда у них кружится голова от не­доумения о каком-нибудь происшествии. Вместо того, что­бы...чистотою жизни уловить ведение и поискать премуд­рости у истинной Премудрости, они — какое невежество! -хватаются за то, что ближе к рукам, клевещут, будто все в мире делается без причины, потому только, что сами ее не видят, и таким образом от своего невежества делаются му­дрецами, или от излишней, так сказать, мудрости, стано­вятся лишенными мудрости и несмысленными»9.

То же самое сказал бы святой Григорий и про наших ученых, если бы жил в настоящее время.

Затем Бог, если и отнял у природы и у человека часть совершенств и подверг их скорбям, разрушению и тлению, то сделал это не из мести или из раскаяния в Своей преж­ней напрасно излишней щедрости, а из человеколюбия, из желания блага человеку. «Земля назначена в светлое и цар­ственное жилище человеку. Человек пал и заболел грехом. Та же земля сделалась его больницею. В больнице не у ме­ста блеск и великолепие царственного жилища. Больному и не нужна и не радостна пышность больничного помеще­ния. Дорого для него особенного рода удобство устроения и применяемость к нуждам его и потребностям. Возблаго­дарим неизреченную благость Создателя, Который отдает под больницу Свое величественное создание и не жалеет привести его в состояние, применительное к особенным нуждам и потребностям заболевшего и врачуемого челове­чества. Возблагоговеем пред премудростью Мироздателя, Который, провидя все судьбы человека, так устроил землю, чтобы она могла быть и светлым жилищем человека невин­ного (Быт. 1,31; 2,8-15), и больницею зараженного грехом, и местом упокоения его бренному телу (Быт. 3, 17-19), и опять великолепным обиталищем человека прославленного!»10 (Рим. 8, 20-21; Откр. 21, 1-2 след.)

Что же касается самих болезней и скорбей, постигаю­щих в жизни каждого человека, то об этом святой Василий Великий говорит следующее:

«Всякое зло такого рода посылается от Бога, чтобы пре­дотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания и внешние бедствия измышлены к обузданию греха.

-237-

Итак, Бог истребляет зло, а не от Бога зло. И врач ис­требляет болезнь, а не влагает ее в тело. Разрушения же го­родов, землятрясения, наводнения, гибель воинств, кораб­лекрушения, всякое истребление многих людей, случающе­еся от земли, или моря, или воздуха, или огня, или какой бы то ни было причины, бывают для того, чтобы уцеломуд-рить оставшихся, потому что Бог всенародные пороки уце-ломудривает всенародными казнями. Посему в собствен­ном смысле зло, то есть грех, — это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения: пото­му что в нашей воле — или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол, иные как подвиги бывают нуж­ны к показанию мужества (например, Иову лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпьями); а иные посылаются как врачество от грехов (например, Давиду домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение). И еще знаем страшные казни другого рода, посылаемые правед­ным судом Божиим, чтобы поползновенных на грех соде-лать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропас­ти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приво­дились к исправлению (возможно ли это для сошедших во ад?), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и Фараон потоплен был со всем войском. Так истреб­лены и прежние жители Палестины»11.

«Итак, — закончу все словами преп. Максима Грека, по­чивающего под спудом в Свято-Троицкой Сергиевой Лав­ре, — пусть никто Всеблагого не признает, без ума, винов­ником душевредных зол, так как и врач, обыкновенно, не называется злым потому, что он раскаленным железом и бритвою лечит антонов огонь и другие заразительные язвы, посыпая их по необходимости сильно действующими по­рошками. А тех зол, которые действительно таковы и низ­водят во ад, предавая страшным мучениям, главным винов­ником есть сатана, а также и мы сами, когда без ума повинуемся ему»12.

-238-

 

Отдел III. «Душевный человек в борьбе со страстями»

Глава 1. Душевный и телесный состав падшего человека в страстном устроении и деятельности подвижнической.