Ветхий, душевный, перстный, плотской человек.

Следствия грехопадения в нас самих.

«Как в темную и глубокую ночь дует ка­кой-нибудь жестокий ветер и приводит в движение, смятение и сотрясение все рас­тения и семена, — говорит преп. Макарий Египетский (Великий)1, — так и человек, подпав под власть темной ночи — диавола и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в коле­бание, сотрясение и движение. У него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные чле­ны. Ни один член души и тела не свобо­ден и не может не страдать от живущего в нас греха».

Это пагубное и ужасное состояние человечества по гре­хопадении, при котором помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8, 21), и самую деятельность падшего человека Свящ. Писание называет делами плот­скими (Гал. 5, 19), или темными (Рим. 13, 12),

-227-

или просто тьмою (Еф. 5, 8, 11; 1 Петр. 2, 9), также мудрованием плот­ским, причем грозит, что оно есть смерть и вражда на Бога (Рим. 8, 6, 8).

Обольщенный человек, убитый ядом греха, растлен­ный, мудрец без мудрости, слепой при открытых глазах, - одним словом, каждый из нас, доколе живет по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8), хотя бы и носил имя христианина,— не есть истинный христианин. Он — не новая тварь (Гал. 6, 15), но божественный апостол называет его «ветхим» (Рим. 6, 6; Еф. 4, 22; Кол. 3, 9), «душевным» (1 Кор. 2, 14; 15, 46; Иак. 3, 15), «перстным» (1 Кор. 15, 47), «плотским» (1 Кор. 3, 1, 3-4) человеком. И состояние это — ужасно. Это темная, зияющая бездна, из которой нет выхода, кро­ме как чрез ту Дверь, о Которой говорит Господь (Ин. 10, 9), — чрез Самого Иисуса Христа, Бога нашего.

Подробнее это состояние представляется так (веду рас­суждение применительно к тем пунктам, в которых изло­жены выше следствия грехопадения для самого Адама)2.

Мы все заживо умерли (1 Тим. 5, 6). Что такое воскрес­нуть прежде всеобщего воскресения и быть живым духом, едва-едва кто знает или хотя бы слыхал среди нынешних христиан. А если обратиться к людям века сего, цивилизо­ванным и утонченно-образованным или благовоспитан­ным, но далеким от Церкви, то у них с духовной стороны дело так обстоит: у них один только вид человеческий. По пророку: Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я (Пс. 38, 7). (Русский перевод: «Подлинно, человек ходит подобно призраку» и так далее.) Только образ, обличье человечес­кое, и то движимое не самостоятельно, а диаволом, как не­кая марионетка, управляемая посредством ниточек.

Причем у неверующих замечается некоторая стран­ность: они всеми силами, что называется, из кожи лезут вон, стараясь доказать верующим и духовным лицам, что они — неверы — умерли крепко, окончательно и что ника­кого воскресения после смерти нет, потому что и Самого Бога нет. И это доказывают в то время, когда из истинных христиан никто не сомневается в том, что доколе без­божники пребывают в своем духовном ожесточении и ос­леплении — для них, действительно, ни воскресения, ни лицезрения Бога нет. Как они могут видеть Бога, и как Он может им явиться, когда условием для сего Господь поставил соблюдение Его заповедей? (Ин. 14, 21.)

-228-

А если они ни одной заповеди Его не соблюдают — как Он того хочет, а не как они ее понимают, — то как же увидят Бога? Как вос­креснут в жизнь вечную? Конечно, никак. Это невозможно. Воскреснут, но для муки вечной в аду, геенне огненной, это — другое дело. А жизни в Боге для них нет и не будет, в-о в-е-к-и в-е-к-о-в! Совершенно верно, аминь.