Откуда диавол? Зло онтологическое.

«Откуда диавол, если зло не от Бога? -спрашивает святой Василий Великий1. — Что скажем на это? То, что и на этот во­прос достаточно нам того же рассужде­ния, какое представлено о лукавстве в че­ловеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. -Почему зол диавол? По той же причине: потому что и он имел свободную жизнь, и ему дана была власть — или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гаври­ил — ангел и всегда предстоит Богу. Са­тана — ангел и совершенно ниспал из собственного чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низ­ринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло».

Гордость и зависть вызвали в первом ангеле это отчуж­дение от Бога.

«Зависть омрачила Денницу, падшего от превозношения, — говорит святой Григорий Богослов2. — Будучи божествен, он не утерпел, чтобы не признать себя богом». И в другом ме­сте сей светильник богословия глаголет: «Самый первый све-тоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преиму­щественною славою, возмечтал о царственной чести велико­го Бога, — погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда (на землю) и, захотев быть богом, весь стал тьмою... Но ниспал не один. И поелику погубила его дерзость, то увлек в падение многих, именно всех, кого научил греху... С тех пор явились во множестве надземные злобы, демоны»3.

Слово Божие так передает обращение Самого Бога к Люциферу, из коего видно, как произошло это событие, ко­торому из людей никто не был свидетелем. «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в Саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями;

-197-

рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, кар­бункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебя, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не на­шлось в тебе беззакония... внутреннее твое исполнилось не­правды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечисто­го, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергнул тебя на землю» (Иез. 28, 12-17).

У пророка Исайи сообщается также:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о зем­лю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "Взой­ду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и ся­ду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней... В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилает­ся червь, и черви — покров твой» (Ис. 14, 11-15)4.

В иных местах, хотя и сжато, сообщается о том же са­мом, о гордости и зависти5, погубивших сатану (1 Тим. 3, 6; Прем. 2, 24; Откр. 12, 4; 7-9; Иуд. 1, 6).

Но если Бог не виновник зла, если в Деннице до паде­ния не было ничего стропотного и он «совершен был в пу­тях своих», то откуда же появилось самое зло? Ведь «не из праха, — как еще говорил один из друзей Иова, — выходит горе, и не из земли вырастает беда...» (Иов. 5, 6).

Что Бог не творец зла, Писание говорит об этом ясно. «Праведен Господь во всех путях Своих, и преподобен во всех делах Своих», — говорит оно (Пс. 144, 17). Еще:

Несть бо нестроения Бог, но мира (1 Кор. 14, 33).

Бог бо несть искуситель злым [απειραστος εστιν κακων, то есть Он не имеет опыта во зле, не испытывает искушений и не искушается со стороны зла], не искушает же Той ни когоже(Иак. 1,13).

Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых (Прем. 1, 13).

-198-

Не хощу смерти грешника умирающего, — говорит Сам Господь у прор. Иезекииля (18,32).

«Не говори: "Он (Бог) ввел меня в заблуждение"; ибо Он не имеет надобности в муже грешном» (Сир. 15, 12).

«Благому не свойственно насаждать в нас злое свойство и в тех, кого любит, возбуждать мятеж и зависть», — гово­рит святой Григорий Богослов6.

«Вполне совершенными сотворил Ты нас, — молится святой Ефрем Сирин, — без меры повредили мы сами себя»7.

Итак, откуда же зло?

С самых древних времен философы всех народов нудили свои головы к разрешению этого вопроса; мучаются и те­перь8. Но христианину, если он действительно хочет спа­саться, а не в осуждение себе только имя Христа носить, сле­дует оставить подобные вопросы, потому что если мы не очистили сердце свое от страстей (университетские и док­торские дипломы тут не при чем), то, берясь самостоятельно за разрешение такого рода проблем, подвигаем на себя пра­ведный гнев Божий. «У Бога положен такой закон,— гово­рит строго святой Григорий9, почтенный достойно именем Богослова, — благоволить к плачущим и обсекать крылья высокомерных». Высокомерие — признак духовной нераз­витости мирского человека и его далекости от истинного и настоящего своего делания. «Смиренномудрый... не любо­пытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет ис­следовать и глубину судеб Господних»10. Вопросы эти свя­тые отцы называли «детскими»11 не по их существу, а по их постановке страстно-ослепленными людьми. Ведь называем же мы детским поступок, когда кто-нибудь намеревается с помощью негодных средств сделать что-либо великое. Так и здесь, человек, не могущий за день точно перечислить свои грехи — такой сумбур стоит у него в голове к концу дня, — дерзает разглагольствовать о том, откуда диавол, откуда зло, в чем его сущность, и как оно отразилось на целостности тва­ри, и что такое сама тварь в себе и проч. и проч. «Не того тре­бует от нас Бог, - с плачем поучает своих учеников Варсонофий Великий, сам некогда восхищенный до седьмо­го неба12, — но освящения, очищения, молчания и смире­ния... Оставив празднословие, будьте внимательны к страс­тям вашим, за которые потребуется от вас ответ в день суд­ный. А о том вас не спросят, почему вы не знаете или не изу­чили сего. Плачьте отныне и рыдайте».

-199-

«Если желаете знать то, что для вас вовсе не нужно, то есть кто дал диаволу начальство и власть, — говорит тот же святой отец в другом месте, — то познайте это из нижесле­дующего и, по неразумию вашему, не считайте Бога винов­ником зол»13. Дальше святой подробно объясняет, что так как Бог не удержал диавола в падении, не воспрепятство­вал ему совершить зло, то поэтому в Писании и говорится в некоторых местах, что Бог как бы дал сатане начальство и власть творить зло. (Ср.: Исх. 7, 3; 10, 20; Ис. 46, 7; Ам. 3, 6.) На самом же деле не так. Диавол сам во всем виноват. Не сказано в Писании: «Не восхоте благословения — и Бог уда­лил сие от него», но сказано: «...и удалится от него» (Пс. 108, 17). И опять сказано: «Возлюби клятву, и приидет ему», а не говорится, что «Бог наложил на него клятву» (Пс. 108, 17).

То же самое говорят и все другие отцы и учители Церк­ви о самовластном отпадении диавола14.

«Зло не есть что-либо другое, кроме лишения блага, по­добно тому как и тьма — лишение света; ибо благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма духовная»15.

«...Зло — не сущность какая-либо и не свойство сущно­сти, но нечто случайное, то есть добровольное отступление от того, что согласно с природою, в то, что противоестест­венно, что именно и есть грех16.

Итак, откуда грех? Он — изобретение свободной диавольской воли. Следовательно, диавол зол? Конечно, по­скольку он создан, он не зол, но добр, ибо Творцом он был создан ангелом светлым и весьма блистающим и, как ра­зумный, свободным. И добровольно удалился от согласной с природою добродетели и очутился во тьме зла, отдалив­шись от Бога, Который один только благ и животворящ, и Создатель света, ибо всякое добро получает свою благость от Него, и, поскольку отдаляется от Него, волею — ибо не местом — оказывается во зле».

Таков вывод по данному вопросу святого Иоанна Дамаскина17, вывод в высшей степени сжатый, который по недостатку места я не могу развить (да и не желаю по вы­шеуказанным причинам), но сделанный из всего церков­ного учения, выраженного до него в многочисленных сочинениях святых отцов и учителей Церкви.

-200-